Перейти к содержимому

Рождественский пост – две лепты от души и тела

 

Начинается Рождественский пост. Намерение освящает дело.
Что пользы в перемене стола с мясного на постный, или в
прочих вещах, если Христос – не в центре намерений?
Вот Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или
иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор.
10:31). Перефразируем, не согрешая слова Павла: «Не
едите ли, не пьете ли, или иного чего себя добровольно
лишаете, воздерживайтесь во славу Божию». Пища нас
не приближает к Богу и не отдаляет, но намерение
приближает, и дело внешнее получает силу внутреннюю от
того, Кому дело посвящено. Итак, намереваясь поститься,
посвятим посильное воздержание Тому, Кто родился от Девы в
пещере близ Вифлеема. При таком посвящении самое скромное
воздержание не останется без плода, а при ложных целях и
великое постничество будет либо вредным, либор
бесполезным. У западных пост перед Рождеством так и
называется – Адвент, что означает «посвящен
приходу». Мало посему говорить людям: «Не
ешьте мяса. Не пейте молока». Нужно говорить:
«Готовьтесь Христа встречать. Разбудите помыслы и
идите навстречу Господу. Помните, ради Кого упрощаете
жизнь и упражняетесь в скромности».
***

Говорят, когда в Риме строили собор святого Петра, задали
один и тот же вопрос двум разным людям, носившим камни на
строительство. «Чем вы занимаетесь?», –
спросили их. «Я, – говорит один, –
нанялся камни носить, чтобы семью кормить». «А
я, – сказал другой, – строю храм в честь
апостола Петра». Очевидно, что при одинаковости
мускульных усилий и равности оплаты, делали они совсем
разную работу. И если какой храм стоит столетиями, то
благодаря работникам второго рода, а никак не первого. Вот
и мы давайте разберемся с намерениями.

***

– Ты что делаешь, доктор? – Я в лице больных
учусь Христу служить и облегчаю человеческие страдания.

– Ты что делаешь, учитель? – Я детям открываю
двери в мир знаний, чтобы им было жить интересно, и они со
временем пользу стали приносить.

– А ты, постник, что делаешь? – Я помню о
Господе и хочу встретить Его со всей Церковью в
Рождественские дни.

– А может, ты просто похудеть стараешься, здоровье
поправить? – Нет. Это не разгрузочные дни. Это
– посильная жертва. Это мои две лепты от души, и от
тела.

***

Человек беззащитен, как вдова, но и он обязан приносить
жертвы. Приносимых лепт должно быть именно две, как и тех
динариев, которые дал Добрый Самарянин содержателю
гостиницы (См. Лук. 10:35) было два. В притче два динария
– это Ветхий и Новый Завет, черпая из которых можно
продолжать лечить избитого человека (Адама) в гостинице
(Церкви), пока не вернется Господь. А две лепты в жертве
вдовицы это знак нашей двойственности. И от души, и от
тела нужно принести по лепте в жертву, и от внутреннего
сокровенного человека, и от внешнего. От тела –
воздержание в пище. От души – голодание глаз,
неподвижность языка, затворенный слух. Вторая лепта даже
важнее первой. Времена-то информационные. И кто не есть
колбасу, но подставляет голову под любой телевизионный или
компьютерный ветер, тот сомнительно постится. Тому
«надует голову» означенными ветрами вплоть до
духовного менингита и последующей госпитализации. Но нам
нужна свобода, в первую очередь – внутренняя, нужна
легкость помыслов и чистота намерений. Окна душевного дома
нужно закрывать так, чтобы не был слышен крик и шум
Вавилонских улиц.

***

Рождество Христово было подготовлено всей внутренней
историей Израиля и всей внешней историей мира. Совокупная
праведность Авраамовых детей сделала возможным вначале
рождение Девы-Матери, а потом от Нее – Нового Адама.
Но и внешний мир, не помышляя о том, был вовлечен в
великую работу. Так перепись Августа заставила Марию с
Иосифом отправиться в Вифлеем, чтобы исполнилось древнее
пророчество Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты
между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот,
Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого
происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2)
Следовательно, и всемогущий кесарь, обожествленный
подобострастием рабов, служил целям Христовым, сам того не
понимая. Стоит думать, что и ныне, и до скончания века,
все происходящее таинственно связано с Господом Иисусом и
Его Промыслом. Только мы, помрачившись в разуме, рвем
картину мира, приписываем мертвым стихиям власть и свободу
действия, и не замечаем Божественного присутствия. У
суетного человека вера суетна. У лгущего человека надежды
ложны. Для того, чтобы навести с помощью Бога внутри себя
относительный порядок и очистить око ума, нам и нужен
пост. Пост двоякий, – душевный и телесный, –
каков и сам человек.

Трудно сказать, сколько людей будут распутывать внутренние
узелки и вести и тайную борьбу за веру. Очень много таких
людей, по определению, не бывает. Но даже малое
присутствие таких людей делает историю живой и стремящейся
к Богу. Итак, проверим намерения и – с Богом!

Рождественский пост – две лепты от души и тела
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/66197.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif