Преставление блаженной княгиниОльги, во святом крещении Елены
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Икона из янтаря |
На
конце темной ночи идолослужения, облегавшей Русскую
землю, блаженная Ольга явилась как заря пред
наступлением светлого дня святой веры во Христа
— «Солнце правды».
Блаженная Ольга происходила из знаменитого рода: она была
правнучка Гостомысла, того славного мужа, который
начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его
же совету, не был призван от варягов на княжение русское
Рюрик с братьями[1]. Родиной Ольги была весь
Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда
еще не существовавшего[2]. Родители блаженной Ольги
сумели внушить своей дочери те правила честной и
разумной жизни, которых сами держались, несмотря на
свое идолопоклонство. Ольга отличалась целомудрием и
светлым умом, как это сейчас же будет видно.
Рюрик, умирая[3], оставил после себя сына
своего Игоря еще малолетним отроком, поэтому как Игоря,
так и самое княжение, до дней совершеннолетия сына,
Рюрик поручил попечению родственника своего Олега.
Последний, собрав значительное войско и имея при себе
малолетнего наследника княжения Игоря, отправился к
Киеву. Убив здесь Аскольда и Дира, Олег подчинил себе
Киев, и стал он единовластителем варяго-русских
владений, сохраняя княжение для племянника своего
Игоря; по делам правления Олегу приходилось бывать то в
Киеве, то в Великом Новгороде. Князь же Игорь,
достигнув юношеского возраста, занимался охотой.
Случилось ему, во время охоты по окрестностям
Новгорода, зайти в пределы Пскова; выслеживая зверя
около помянутой веси Выбутской, он увидел на другой
стороне реки место, удобное для лова, но не мог туда
попасть за неимением лодки. Спустя немного времени
Игорь заметил какого-то юношу, плывшего в лодке;
призвав его к берегу, он велел себя перевезти на ту
сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательнее
всматриваясь в лицо гребца, увидел, что последний не
юноша, а девица; то и была блаженная Ольга,
выделявшаяся своею красотою. Красота Ольги уязвила
сердце Игоря; в нем разгорелось похоть; и он начал
прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому
смешению. Блаженная же Ольга, уразумев помыслы Игоря,
разжигаемого похотью, пресекла беседу его, обратившись
к нему, точно мудрый старец, с таким увещанием:
— Зачем смущаешься, князь, замышляя дело
неисполнимое? Слова твои обнаруживают твое бесстыдное
желание надругаться надо мною, чего да не будет! — я
об этом и слышать не хочу. Прошу тебя, — послушайся
меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления,
которых нужно стыдиться: вспомни и подумай, что ты князь,
а князю для людей должно быть, как правителю и судии,
светлым примером добрых дел; ты же теперь близок к какому
беззаконию?! Если сам ты, побежденный нечистою похотью,
будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать
от них других и судить справедливо своих подданных? Оставь
такое бесстыдное вожделение, которого гнушаются честные
люди; и тебя, хотя ты и князь, последние могут
возненавидеть за это и предать позорному осмеянию. Да и то
знай, что, хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с
тобой, ты всё-таки не одолеешь меня. Но если бы даже ты
мог и одолеть меня, то глубина этой реки мне тотчас же
будет защитой: лучше мне умереть в чистоте, похоронив себя
в сих водах, чем быть поруганным моему девству.
Такие увещания к целомудрию, обращенные блаженною Ольгою к
Игорю, образумили последнего, пробудив в нем чувство
стыда. Он молчал, не находя слов для ответа; так они
переплыли реку, а потом расстались. И удивился князь столь
выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы.
Действительно, — подобный поступок блаженной Ольги
достоин удивления: не зная истинного Бога и Его заповедей,
она обнаружила такой подвиг в защите целомудрия; тщательно
охраняя чистоту своего девства, она образумила юного
князя, укротив его похоть словами мудрости, достойными ума
мужа.
Спустя немногое время после сейчас описанного, князь Игорь
вместе с родственником своим Олегом отправился в Киев с
намерением там утвердить престол княжения, что и было
исполнено: они сели на княжение в Киеве, и в Великом
Новгороде, как и в прочих подчинившихся им городах Русской
земли, посадили своих наместников. Когда наступило время
бракосочетания князя Игоря, то выбрали многих красивых
девиц, чтобы среди них найти достойную княжеского чертога;
но ни одна из них не полюбилась князю. Вспомнив
целомудренную и прекрасную Ольгу, Игорь тотчас послал за
нею родственника своего Олега. Олег с великою честью
привез Ольгу в Киев[4], и Игорь вступил в брак с
нею. Затем умер и Олег[5], родственник и опекун
Игоря, и Игорь стал править безраздельно. В начале
своего самостоятельного княжения Игорь вел упорные
войны с окрестными народами. Он ходил даже на Царьград:
захватив многие страны греческой земли, он возвратился
из этого похода с добычею и славою[6]. Остальные годы своей жизни
он проводил в тишине, имея мир с пограничными землями.
В это время у Игоря родился от блаженной Ольги сын
Святослав, впоследствии отец святого и
равноапостольного князя Владимира. И правил Игорь на
престоле великого княжения в Киеве с благополучием:
богатство стекалось к нему в изобилии из многих мест,
ибо и дальние страны присылали ему многие дары и дани.
Смерть постигла Игоря таким образом. Пользуясь наступившим
после многих войн миром, Игорь начал обходить города и
области для взимания обычной дани. Придя к
древлянам[7], он вспомнил, что они в
начале его княжения отступили от него, и только после
войны покорились ему снова: за это Игорь удвоил на
древлянах дань, чем очень отяготил их. Они же,
опечалившись, начали советоваться с князем своим Малом:
— Когда волк повадится к овцам, то по одной может
растащить всё стадо, если не убьют его; так и мы, —
если не убьем Игоря, то он всех нас погубит.
После этого совещания они начали выискивать удобного
времени. И вот когда Игорь полученную с древлян дань
отослал в Киев, а сам остался у них с небольшим числом
дружины, то древляне сочли этот случай подходящим для
себя: они неожиданно напали на Игоря под городом своим
Коростенем; убили дружину князя и его самого, и похоронили
их там. — Такова была кончина князя Игоря —
доброго властителя областей земли русской, внушавшего
страх окрестным народам. По смерти опекуна своего Олега
Игорь прожил тридцать два года[8].
Весть об убийстве Игоря, достигнув Киева, вызвала сильные
слезы у Ольги, оплакивавшей вместе с сыном Святославом
своего мужа; плакали также и все жители Киева. Древляне
же, по убийстве Игоря, составили следующий дерзкий
замысел: они хотели Ольгу взять в жены своему князю Малу,
а наследника Игоря, малолетнего Святослава, тайно
умертвить. Таким образом древляне думали увеличить власть
своего князя. Они немедленно на ладьях отправили к Ольге
двадцать нарочитых мужей, чтобы они просили Ольгу
сделаться женою их князя; а в случае отказа с ее стороны
им было велено угрозами понуждать ее — пусть, хотя и
насильно, стать женою их господина. Посланные мужи водным
путем достигли Киева и пристали к берегу. Услыхав о
прибытии посольства, княгиня Ольга позвала мужей-древлян к
себе и спросила их:
— С добрым ли намерением прибыли вы, честные гости?
— С добрым, — отвечали последние.
— Скажите же, — предложила Ольга, —
зачем именно вы прибыли к нам?
Мужи отвечали:
— Нас послала к тебе древлянская земля с такими
словами: «Не гневайся, что мы убили твоего мужа, ибо
он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья добрые
правители, распространившие древлянскую землю. Нынешний же
князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый,
он к тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойди
же за нашего князя, — ты будешь нам госпожою и
обладательницею древлянской земли».
Княгиня Ольга, скрывая свою печаль и болезнь сердечную о
муже, сказала посольству с притворною радостью:
— Мне угодны слова ваши, — ведь мужа мне уже
не воскресить, а оставаться вдовою для меня не
беспечально: будучи женщиной, я не в состоянии как следует
управлять таким княжеством; сын же мой — еще малый
отрок. Итак я с охотою пойду за вашего молодого князя; к
тому же я еще и сама не стара. Теперь идите, отдохните в
ладьях ваших; утром же я позову вас на почетный пир,
который устрою для вас, чтобы всем стала известна причина
прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а
затем я пойду к князю вашему. Вы же, когда посланные утром
придут звать вас на пир, знайте, как вам должно соблюдать,
при этом, честь пославшего вас князя и вашу собственную:
вы прибудете на пир таким же образом, как прибыли к Киеву,
т. е. в ладьях, которые понесут киевляне на головах,
— пусть все увидят вашу знатность и мою любовь к
вашему князю, ради которой я почитаю вас такою великою
честью пред моими людьми.
С радостью древляне удалились в свои ладьи. Княгиня же
Ольга, мстя за убийство своего мужа, раздумывала, —
какою бы смертью погубить их. Она приказала тою же ночью
выкопать глубокую яму во дворе при загородном дворце
княжеском, в котором находилась и прекрасная палата,
приготовляемая для пира. На утро княгиня послала честных
мужей звать сватов на пир; они, же, как безумные, сидя в
ладьях говорили:
— Мы не пойдем пешими, ни поедем на конях, ни в
колесницах, но как присланы от князя нашего в ладьях, так
нас и несите на головах ваших к вашей княгине.
Киевляне же, смеясь над их безумием, отвечали:
— Наш князь убит, а княгиня наша идет за вашего
князя; и мы ныне, точно невольники, делаем приказанное
нам.
И посадив их в маленькие лодочки по одному, киевляне
понесли их, надутых пустою гордостью Когда принесли
древлян на помянутый двор княжий, Ольга, смотревшая из
палаты, приказала бросить их в глубокую яму,
приготовленную для этого. Затем, подошедши сама к яме и
нагнувшись над нею, она спросила:
— Угодна ли вам такая честь?
Они же кричали:
— О, горе нам! Мы убили Игоря и не только не
приобрели через это ничего хорошего, но получили еще более
злую смерть.
И приказала Ольга засыпать их живыми в той яме.
Сделав это, княгиня Ольга немедленно послала своего гонца
к древлянам со словами:
— Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за
вашего князя, то присылайте за мной посольство и более
многочисленное и более знатное, чем первое; пусть оно с
честью ведет меня к князю вашему; присылайте же мужей
— послов как можно скорее, пока меня не удержали
киевляне.
Древляне с великою радостью и поспешностью послали к Ольге
пятьдесят знатнейших мужей, начальнейших старейшин земли
древлянской после князя. Когда они пришли в Киев, Ольга
велела приготовить для них баню и послала к ним с
просьбой: пусть послы после утомительного пути вымоются в
бане, отдохнут, а потом уже придут к ней; они с радостью
отправились в баню. Когда древляне начали мыться то сейчас
же нарочно приставленные слуги крепко снаружи заложили
затворенные двери, обложили баню соломою с хворостом и
подожгли; так с банею сгорели старейшины древлянские
вместе со слугами. И снова Ольга отправила к древлянам
гонца, извещая о скором своем прибытии для бракосочетания
с их князем и приказывая приготовить меда и всякого питья
и пищи на том месте, где убит был ее муж, чтобы, придя к
ним, сотворить прежде второго своего брака по первом своем
муже тризну, т. е. поминальный пир по обычаю языческому; и
потом уже пусть будет брак. Древляне на радости всё
приготовили в изобилии. Княгиня же Ольга по обещанию
своему отправилась к древлянам со многим войском, точно
приготовлялась к войне, а не для бракосочетания. Когда
Ольга приблизилась к стольному городу древлян Коростеню,
последние выступили ей навстречу в праздничных одеждах,
— одни пешими, а другие на конях, — и приняли
ее с ликованием и радостью. Ольга же прежде всего пошла на
могилу своего мужа, и здесь сильно плакала о нем; совершив
затем, по обычаю языческому поминовенную тризну, она
повелела насыпать над могилой большой курган. И сказали ей
древляне:
— Госпожа-княгиня! Мы убили твоего мужа за то, что
он был немилостив к нам, как волк хищный. Ты же милостива,
как и наш князь, — теперь мы заживем благополучно!
Ольга отвечала:
— Я уже не скорблю о первом своем муже, совершив над
могилою его то, что должно было совершить; наступило время
с веселием готовиться ко второму браку с князем вашим.
Древляне же спрашивали Ольгу о первых и вторых послах
своих.
— Они идут вслед за нами по другому пути со всем
моим богатством, — отвечала княгиня.
После этого Ольга, снявши печальные одежды, облеклась в
брачные светлые, свойственные княгине, показывая, вместе с
тем, радостный вид. Она повелела древлянам есть, пить и
веселиться, а своим людям приказала, чтобы они
прислуживали древлянам, ели с ними, но не упивались. Когда
же древляне напились, княгиня велела своим людям заранее
приготовленным оружием, — мечами, ножами и копьями
избивать древлян: убитых пало до пяти тысяч и более. Так
Ольга, смешав веселье древлян с кровью и отомстивши этим
за убийство своего мужа, возвратилась в Киев.
На другой год Ольга, собравши войско, пошла на древлян с
сыном своим Святославом Игоревичем, и его привлекая к
отмщению за смерть отца. Древляне вышли им навстречу с
немалою воинскою силою; сойдясь вместе[9], обе стороны ожесточенно
бились, пока киевляне не одолели древлян; и гнали
первые последних до стольного города Коростеня,
предавая смерти. Древляне затворились в городе, Ольга
целый год неотступно осаждала его. Видя же, что трудно
взять город приступом, мудрая княгиня придумала такую
хитрость. Она послала сказать древлянам, затворившимся
в городе:
— Зачем, безумные, хотите уморить себя голодом, не
желая мне покориться? Ведь все остальные города ваши мне
выразили покорность; жители их уплачивают дань и живут
покойно в городах и селах, обрабатывая свои нивы.
— Мы хотели бы тоже, — отвечали затворившиеся,
— покориться тебе, да боимся, как бы ты не стала
снова мстить за князя своего.
Ольга же отправила к ним второго посла со словами:
— Я уже неоднократно мстила и на старейшинах и на
прочих людях ваших; и теперь желаю не мести, но требую от
вас дани и покорности.
Древляне согласились уплачивать ей дань, какую она
захочет. Ольга предложила им:
— Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не
можете уплатить мне дани ни медом, ни воском, ни кожами,
ни другими годными для торговли вещами; да я и сама не
хочу отягощать вас большою данью; дайте мне какую-нибудь
малую дань в знак вашей покорности, хотя бы по три голубя
и по три воробья от каждого дома. Мне совершенно этого
достаточно, чтобы убедиться в вашей покорности.
Древлянам день эта настолько показалась ничтожной, что они
даже насмехались над женским разумом Ольги; они тотчас
поспешили собрать от каждого дома по три голубя и воробья
и послали ей с поклоном. Ольга сказала пришедшим к ней из
город мужам:
— Вот, вы теперь покорились мне и сыну моему,
— живите же в мире, завтра я отступлю от города
вашего и отправлюсь домой.
С этими словами она отпустила помянутых мужей; все жители
города сильно обрадовались, услыхав о словах княгини.
Ольга же раздала птиц своим воинам с приказанием, чтобы
поздним вечером к каждому голубю и каждому воробью
привязан был лоскут пропитанный серою, который следовало
зажечь и пустить всех птиц на воздух вместе. Воины
исполняли это приказание: птицы полетели в город, из
которого были взяты; каждый голубь влетал в свое гнездо и
каждый воробей в свое место, и тотчас город загорелся во
многих местах, а Ольга в это время отдала своему войску
приказ окружить город со всех сторон и начать приступ.
Население города, спасаясь от огня, выбегало из-за стен и
попадало в руки неприятеля. Так взят был Коростень; много
людей из древлян погибло от меча, другие с женами и детьми
сгорели в огне, а иные утонули в реке, протекавшей под
городом; в это же время погиб и князь древлянский. Из
оставшихся же в живых многие отведены были в плен, а
другие оставлены княгинею на местах их жительства, причем
она наложила на них тяжкую дань[10]. Так княгиня Ольга
отомстила древлянам за убийство своего мужа, подчинила
себе всю древлянскую землю и со славою и тожеством
возвратилась к Киеву.
И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями
Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный
муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно
обороняясь от врагов. И была она для последних страшна,
своими же людьми любима, как правительница милостивая и
благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий,
налагающий наказание с милосердием, — и награждающий
добрых; она внушала злым страх, воздавая каждому
соразмерно достоинству его поступков; во всех делах
управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При
этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна к
нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили
справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. Все дела
ее, несмотря на ее пребывание в язычестве, были угодны
Богу, как достойные благодати христианской. Со всем этим
Ольга соединяла воздержную и целомудренную жизнь: она не
хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом
вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его
княжескую власть. Когда же последний возмужал, она
передала ему все дела правления, а сама, устранившись от
молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь
делам благотворения.
Наступило время благоприятное, в которое Господь восхотел
славян, ослепленных неверием, просветить светом святой
веры и привести в познание истины и наставить на путь
спасения. Начатки этого просвещения Господь благоизволил в
посрамление жестокосердных мужей явить в немощном женском
сосуде, т. е. чрез блаженную Ольгу. Ибо как прежде
проповедниками Своего воскресения Он соделал жен-мироносиц
(Мф.28:9—10), и Свой крест честный, на котором
распялся, явил миру из недр земных, женою-царицею
Еленою[11], так и потом, в земле
Русской, изволил насадить веру святую, дивною женою,
новою Еленою — княгинею Ольгою. Господь избрал ее
как честный сосуд для пресвятого имени Своего —
да пронесет она его в земле Русской. Он возжег в сердце
ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные очи
к познанию истинного Бога, Которого она еще не знала.
Она уже уразумела обольщение и заблуждение языческого
нечестия, убедившись, как в истине самоочевидной, в
том, что чтимые безумными людьми идолы — не боги,
но бездушное произведение рук человеческих; поэтому она
не только не почитала их, но и гнушалась ими. Как купец
ищет многоценный жемчуг, так Ольга от всей души искала
правого богопочитания, и нашла его следующим образом.
По смотрению Божию она услышала от некоторых людей, что
один есть Бог истинный, Творец неба, земли и всего
создания, в Которого и веруют греки; кроме же Его нет
иного Бога[12]. Стремясь к истинному
богопознанию и от природы не будучи ленивой, Ольга
захотела сама сходить к грекам, чтоб своими глазами
посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в
их учении об истинном Боге. Взяв с собою особо знатных
мужей, она отправилась с большим имением к Царьграду
водным путем, здесь ее приняли с великой честью царь и
патриарх, которым Ольга вручила многие дары, достойные
таких лиц. В Константинополе Ольга поучалась вере
христианской, ежедневно с усердием внимая словам Божиим
и присматриваясь к великолепию богослужебного чина и к
другим сторонам христианской жизни. Сердце ее
разгорелось любовию к Богу, в Которого она уверовала
без сомнения; поэтому Ольга выразила желание приять
святое крещение. Царь же греческий, бывший в то время
вдовым, хотел Ольгу сделать своею супругою: его
привлекала в ней красота ее лица, ее благоразумие,
храбрость, слава, а также обширность российских стран.
Император сказал Ольге:
— О, княгиня Ольга! Ты достойна того, чтобы быть
христианскою царицею и жить вместе с нами в этом стольном
городе нашего царства.
И начал император говорить Ольге о супружестве с ним. Она
же показывала вид, что не отвергает предложения царя, но
сначала просила о крещении, говоря:
— Я пришла сюда ради святого крещения, а не ради
брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о
супружестве, ибо не велено нечестивой и не крещеной жене
сочетаться с христианским мужем.
Княгиня Ольга. Крещение в Константинополе. Автор: Сергей Ефошкин / Artnow.ru/ |
Царь начал торопить
с крещением: патриарх, наставив достаточно Ольгу в
истинах святой веры, огласил ее таким образом ко
крещению. И когда была уже приготовлена купель для
крещения, Ольга начала просить, чтобы сам царь был
восприемником ее от купели: «Я, —
говорила она, — не буду креститься, если сам
царь не будет мне крестным отцом: я уйду отсюда без
крещения, — вы же воздадите Богу ответ о моей
душе». Царь согласился на ее желание, и крещена
была Ольга патриархом, царь же стал отцом ее,
восприяв ее от святой купели. Ольга наречена была
Еленою, как и первая христианская царица мать
Константина Великого наименована была Еленою. По
крещении патриарх за литургией причастил Ольгу
Божественных Таин Пречистого Тела и Крови Христовых и
благословил ее со словами:
— Благословенна ты среди жен российских, ибо ты,
оставив тьму, взыскала истинного света; возненавидев
идольское многобожие, ты возлюбила единого истинного Бога;
ты избежала вечной смерти, обручившись жизни бессмертной.
Отселе тебя будут ублажать сыны российской земли!
Так благословил ее патриарх. Из лиц, пришедших с Ольгою,
многие, мужчины и женщины, также крестились, и была
радость в Царьграде по случаю крещения княгини Ольги: царь
же устроил в тот день великий пир, и все веселились, славя
Христа Бога. Затем царь снова начал речь о браке с Ольгою,
нареченною во святом крещении Еленою. Но блаженная Елена
отвечала ему на это:
— Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе
женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по
языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец
имел женою дочь.
— Перехитрила ты меня, Ольга! — воскликнул
царь
— Я и прежде говорила тебе, — возразила
блаженная Ольга, — что пришла сюда не с тою целью,
чтобы царствовать с тобою, — мне с моим сыном
довольно власти и в русской земле, — но чтобы
уневеститься бессмертному Царю, Христу Богу, Которого я
возлюбила всею душою, желая сподобиться Его вечного
царства.
Тогда царь, оставив свое невыполнимое намерение и плотскую
любовь, возлюбил блаженную Ольгу духовною любовью как свою
дочь, щедро одарил ее и отпустил с миром. Оставляя
Царьград, блаженная Ольга пошла к патриарху и, прося
напутственного благословения, сказала ему:
— Помолись, святой отец, Богу за меня,
возвращающуюся в свою страну, где сын мой пребывает в
языческом заблуждении и все люди тверды, как камень, в
древнем своем нечестии, — да избавит меня там
Господь, по твоим святым молитвам, от всякого зла.
Патриарх ответил ей:
— Верная и благословенная дочь моя о Святом Духе!
Христос, в Которого ты облеклась во святом крещении, Сам
да соблюдет тебя от всякого зла, как соблюл он Ноя от
потопа, Лота от Содома, Моисея с Израилем от фараона,
Давида от Саула, Даниила от уст львовых, трех отроков от
печи. Так и тебя да избавит Господь от напасти,
благословенна ты в народе твоем и тебя будут ублажать
внуки и правнуки до последних лет.
Это благословение патриарха блаженная Ольга приняла как
сокровище, ценнейшее самых дорогих даров; вместе с этим
она приняла и наставления о чистоте и молитве, посте и
воздержании и о всех добрых делах, свойственных
богоугодному христианскому житию. Затем блаженная Ольга
приняла от патриарха честный крест, святые иконы, книги и
прочие потребные для богослужения вещи; она приняла от
патриарха также пресвитеров и клириков. И удалилась
блаженная Ольга из Константинополя к себе домой с великой
радостью[13].
Повествуется, что честный крест, полученный ею из руки
патриарха, имел следующую надпись: «Русская земля
обновилась для жизни в Боге святым крещением, принятым
блаженною Ольгою» По кончине блаженной Ольги верные
хранили этот крест до дней великого князя Ярослава
Владимировича; последний, создав в Киеве великую и
прекрасную церковь святой Софии, поставил в алтаре ее, на
правой стороне, помянутый крест. Ныне крест сей уже не
существует: ибо во время многократных разорений Киева
святые церкви его предавались опустошению. Но обратимся к
повествованию о блаженной Ольге.
Возвратясь в Киев, новая Елена — княгиня Ольга, как
солнце начала прогонять тьму идольского нечестия,
просвещая омраченных сердцем. Она создала первую церковь
во имя святителя Николая на Аскольдовой могиле, и многих
от киевлян обратила ко Христу Спасителю. Но сына своего
Святослава она никак не могла привести в истинный разум,
— к познанию Бога: всецело отдавшийся военным
предприятиям, он не обращал внимания на слова матери. Он
был муж храбрый, любивший войны, так что жизнь свою
проводил больше среди полков и ратей, нежели дома. Матери
его, обращавшейся к нему с увещаниями, Святослав говорил:
— Если я приму христианскую веру и крещусь, то от
меня, отступят бояре, воеводы и вся дружина, и мне не с
кем будет воевать с врагами и защищать наше отечество.
Так ответил князь Святослав; впрочем, он не возбранял
креститься хотевшим; но не много было вельмож, принимавших
святое крещение, наоборот — вельможи поносили таких
людей, ибо для неверных христианство есть безумие (Ср. 1
Кор.1:18); от простого же народа много прилагалось ко
святой церкви. Святая Ольга посетила Великий Новгород и
друге города, — всюду, где только было можно,
приводя людей ко Христовой вере: она при этом сокрушала
идолов, поставляя на их месте честные кресты, от которых
для уверения язычников соделывались многие знамения и
чудеса. Придя на родину, в Выбутскую весь, блаженная Ольга
простерла и здесь слово проповеди христианской к близким
ей людям. Во время пребывания в этой стране она достигла
берега реки Великой, текущей с юга на север, и
остановилась против того места, где в реку Великую впадает
река Пскова, текущая с востока (в описываемое время на
этих местах рос большой дремучий лес); и вот святая Ольга
с того берега реки увидела, что с востока на сейчас
помянутые места, озаряя их, сходят с неба три пресветлых
луча: чудный свет от этих лучей видела не только сама
святая Ольга, но и спутники ее; и сильно обрадовалась
блаженная и возблагодарила Бога за видение, которое
предуказывало на просвещение благодатию Божиею той страны.
Обратившись к сопровождавшим ее лицам, блаженная Ольга
сказала пророчески:
— Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на это
месте, озаряемом трисиятельными лучами, возникнет церковь
во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и создастся
великий и славный город, изобилующий всем.
После этих слов и довольно продолжительной молитвы,
блаженная Ольга поставила крест: и доныне храм молитвенный
стоит на месте, где блаженная Ольга его водрузила. Обойдя
многие города земли русской, проповедница Христова
возвратилась в Киев и здесь для Бога явила благие дела:
если во дни язычества она творила дела добрые, то тем
более теперь, просветившись святою верою, блаженная Ольга
украшалась всякими добродетелями, стремясь благоугождать
новопознанному Богу, своему Создателю и Просветителю.
Вспомнив о видении на реке Пскове, она послала много
золота и серебра на создание церкви во имя Святой Троицы;
при этом она повелела населять то место людьми: и короткое
время разросся город Псков, так названный от реки Псковы,
в великий город, и прославлялось в нем имя Пресвятой
Троицы.
В это время князь Святослав, оставив в Киеве свою матерь и
детей своих Ярополка, Олега и Владимира, пошел на
болгар[14]: во время войны с ними он
захватил до восьмидесяти городов, и ему особенно
понравился их столичный город Перяславец[15], где он и начал жить.
Блаженная же Ольга, пребывая в Киеве, учила своих
внуков, детей Святослава, христианской вере, насколько
последняя была доступна их детскому пониманию; но она
не решалась крестить их, опасаясь какой-либо
неприятности со стороны сына, и положилась на волю
Господню. В то время как Святослав замедлил в земле
болгар, печенеги[16] неожиданно вторглись в
пределы киевские, обступили Киев и начали осаду; святая
Ольга с внуками затворилась в городе, которого печенеги
не могли взять. Господь, хранивший верную рабу Свою,
защитил и город по ее молитвам. Весть о нашествии
печенегов на Киев достигла Святослава; он поспешил со
своим войском из земли болгарской, неожиданно напал на
печенегов и обратил их в бегство; войдя в Киев, он
приветствовал свою мать, уже больную, и снова хотел
оставить ее, чтобы идти в землю болгар. Блаженная же
Ольга со слезами говорила ему:
— Зачем оставляешь меня, сын мой и куда ты идешь?
ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь, дети твои еще малы,
а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой
кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в
Которого верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как
только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много тебя
учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в
истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрег этим; и
знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле
худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная
язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою просьбу: не
уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена;
тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего,
что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мои
пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое
грешное тело; не смейте насыпать надо мною могильного
холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к
святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и
приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню.
Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить всё
завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры.
По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее
изнеможение; она причастилась божественных Таин пречистого
Тела и животворящей Крови Христа Спаса нашего; всё время
она пребывала в усердной молитве к Богу и Пречистой
Богородице, Которую всегда по Боге имела себе помощницею;
она призывала и всех святых; с особенным усердием молилась
блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли русской;
прозирая будущее, она неоднократно во дни жизни своей
пророчески предсказывала, что Бог просветит людей земли
русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем
исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга
при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда
честная душа ее разрешилась от тела и, как праведная, была
принята руками Божиими. Так она преселилась от земных к
небесным и сподобилась войти в чертог бессмертного Царя
— Христа Бога и как первая святая из земли русской
была причтена к лику святых. Преставилась блаженная Ольга,
во святом крещении Елена, в 11 день июля месяца[17]. Она прожила в супружестве
сорок два года, а во время вступления в супружество она
была девицею совершенного возраста и силы, — ей
было около двадцати лет. На десятый год по смерти мужа
она сподобилась святого крещения, по крещении же пожила
богоугодно пятнадцать лет. Таким образом всех лет ее
жизни было около девятидесяти. И оплакивали блаженную
Ольгу сын ее князь Святослав, бояре, сановники и все
люди; блаженная Ольга погребена была с честью по
христианскому обряду.
По преставлении святой Ольги сбылось ее пророчество о злой
кончине сына и о добром просвещении земли русской. Сын ее
Святослав (как сообщает об этом летописец) был убит, по
истечении немногих лет, в битве князем печенежским
Курей[18]. Куря отсек голову
Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковав ее
золотом и написав следующее: «Ищущий чужого,
губит свое». Во время пира с вельможами своими
князь печенежский пил из этой чаши. Так великого князя
Святослава Игоревича, храброго и доселе непобедимого в
битвах, по предречению матери постигла злая кончина за
то, что он не слушал ее. Исполнилось пророчество
блаженно Ольги и о земле Русской. Спустя двадцать лет
по ее кончине, внук ее Владимир принял святое крещение
и просветил святою верою землю русскую[19]. Создав каменную церковь
во имя Пресвятой Богородицы (называемую десятинною,
потому что на содержание ее Владимир давал десятую
часть от своих имений) и посоветовавшись с Леонтием,
митрополитом Киевским, святой Владимир изъял из земли
честные мощи бабки своей нерушимы, нетленны и исполнены
благоухания; он с великою честью перенес их в помянутую
церковь Пресвятой Богородицы и не под спудом, но
открыто положил их ради притекающих к ней с верою и
получающих исполнение своих молитв: многие исцеления
различных недугов подавались от честных мощей[20].
Не должно предавать умолчанию и следующее: над гробницей
блаженной Ольги в церковной стене было оконце; и если кто
с твердою верою приходил к честным мощам, оконце само
собою открывалось, и стоящий наружи ясно видел чрез оконце
лежавшие внутри честные чудотворные мощи, причем особенно
достойные видели и исходящее от них некое чудесное сияние;
и из имеющих веру кто бы ни был одержим каким-либо
недугом, тотчас получал исцеление. Приходившему же с
маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть
честных мощей, даже если бы вошел в самую церковь: он
видел только гроб и не мог получить исцеления. Верующие же
получали всё на пользу тела и души по молитвам святой
Ольги, нареченной во святом крещении Еленою, и по
благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и
Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси
превыше видимыя твари: взыскавши Бога и Творца всяческих,
и того обретши, пакирождение крещением прияла еси. Древа
животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,
Ольго приснославная.
Кондак, глас 4:
Воспоем днесь благодетеля всех Бога, прославльшаго в
России Ольгу богомудрую: да молитвами ея подаст душам
нашым грехов оставление.
Преставление блаженной княгиниОльги, во святом крещении Елены
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/62978.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif