Елеосвящение

“Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления”.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

“Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолиться над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться”. (Иак. 5.14—16)

Сущность таинства. – Таинство Елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (“Православный Катехизис”). Оно именуется также “соборованием”, так как совершается собором пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем.

Божественное установление таинства.- Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка: изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13). Наиболее ясное свидетельство о Таинстве Елеосвящения находим у апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простится ему (Иак. 5, 1Ф-15).

Апостол говорит здесь не об особо “даре” исцелений; он предписывает священнодействие в определенной форме, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание апостола Иакова на помазание елеем, как на обычное – хотя бы для того времени – врачебное средство, так как елей, при всем его благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами с себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святый, и называли себя не “установителями” Тайн Божиих, а только “строителями” Тайн и “слугами Христовыми”. Следовательно, и Елеосвящение, заповедуемое здесь святым апостолом Иаковом, имеет Божественное установление.

В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о Таинстве Елеосвящения у святого Иринея Лионского и у Оригена. Позднее, более ясные свидетельства о нем есть у святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, от которых остались и молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чинопоследование елеосвящения,- а также у святого Кирилла Александрийского. “Когда ты заболеешь и если ты веришь в эти слова: “Господь Сил” и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу как свойственные Его природе, тогда произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (то есть обращающиеся к волхованию), ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне”, – святитель Кирилл Александрийский.

В V веке на ряд вопросов, касающихся Таинства Елеосвящения, отвечает папа Иннокентий I, указывающий в своих ответах, что а) совершать его следует “над верующими больными”, б) совершать его может и епископ, так как нельзя видеть в словах апостола: да призовет пресвитеры запрещения епископу участвовать в священнодействии, в) “проходящим церковное покаяние” нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть “таинство”: “кому воспрещаются прочие таинства, как можно дозволить только одно?”

Таинство Елеосвящения совершается над болящими, способными сознательно принимать его и соучаствовать в молитве о себе (впрочем, может совершаться и над детьми). Местом этого священнодействия может быть храм или помещение, где находится больной. Таинство Елеосвящения предваряется обычно исповедью и завершается Таинством Причащения.

Видимая сторона Таинства состоит в семикратном помазании последовательно участвующими священнослужителями болящего елеем в виде креста на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и обеих сторонах рук, сопровождаемом молитвами, чтением установленных зачал из апостола и Евангелия; при самом помазании семикратно произносится молитва: “Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего, и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя)” и т. д. Чин елеосвящения начинается пением тропарей и канона; последняя молитва в чине есть молитва разрешительная от грехов. За изнемогающего больного предстает пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Его, премилосердого, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить его совесть от всякой скверны; имеется в виду и то, что человек, изнемогающий телом и душою, не всегда способен принести должное исповедание своих грехов; это облегчение совести принимающего Таинство Елеосвящения открывает путь и для благодатного уврачевания его телесного недуга чрез молитву веры.

Разрешается и применяется иногда в практике особый чин елеосвящения, совершаемого в храме одновременно над многими лицами в особо назначенный для этого день для общего исцеления немощей душевных и телесных; но этот чин не тождествен с Таинством Елеосвящения.

По словам Отцов Церкви, Таинство Елеосвящения “истребляет забытые грехи”. Преподобный Ефрем Сирин писал, что “Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих. Податель благ не находит Себе места в неразумии просящего. Немудрому, который по простоте своей и неведению, вопреки разуму, просит себе вредного, Бог подает премудро. Всякий другой образ действия был бы неразумен для всеведения Подателя. Потому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано, полезно. Бог праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости его нет злобы и в правде Его нет зависти. Если же Податель медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании; напротив того, Он хочет видеть терпение твое… Если ты просишь неотступно, стучишь в дверь Подателя, то пока и ничего не дал Он тебе, уже подает терпение, а оно выше всего просимого тобою. О чудный Податель, когда и отказывает во вредной просьбе, и тогда дает такой дар, который дороже всего желаемого”.

Приступающим к Таинству Елеосвящения надо помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): “Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления”.