Церковный год
Большинство населения России считают себя
православными. Понятно, что не все из них регулярно ходят
в храм и участвуют в церковных таинствах, но Рождество и
Пасху Христову так или иначе отмечают многие. Да и
СМИ теперь регулярно сообщают нам о православных
праздниках и постах… Но положа руку на сердце
признаемся себе, все ли мы понимаем, зачем нам каждый год
вспоминать одни и те же давно прошедшие события, то, что
случилось тысячу или две тысячи лет тому назад? Какое это
имеет значение для нас сейчас? Автор попытался дать ответы
на эти вопросы.
Церковный календарь – это не простое воспоминание в
течение года исторических событий из земной жизни Иисуса
Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это
период жизни христианина, в течение которого он
призывается Церковью взойти на новую ступень духовной
лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его
Сына, призывающего каждого из нас к божественному
совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен
Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). «Сего бо ради
Бог на землю сниде (сошел), да нас на небеса
возведет», – говорится в церковном песнопении.
«Для того Бог вочеловечился, – писали древние
святые, – чтобы человек обожился», то есть
стал «богом по благодати».
Каждый год Церковь наставляет своих чад на путь духовного
совершенства выверенной веками системой праздников,
постов, всем строем своего богослужения – суточного,
седмичного (еженедельного) и годового его кругов. Эти три
круга богослужения составляют суть церковных праздников и
православного календаря.
В Православии каждое время суток и каждый день недели
посвящены молитвенному воспоминанию особенного
Божественного промышления о спасении человечества
(например, в среду воспоминается, как Иуда сговорился с
первосвященниками предать им Христа, в пятницу –
распятие Господа, в воскресенье – Его восстание из
мертвых). В течение года каждый день в храмах творится
молитвенная память кого-то из угодников Божиих: пророков,
апостолов, мучеников, святителей, праведников, блаженных
– тех, кто своей жизнью показал нам пример служения
Богу и ближним, пример достижения заповеданного нам
Господом совершенства. Кроме того есть еще ежегодные
праздники в честь Господа Иисуса Христа и Его Пречистой
Матери. Потому в Церкви каждый день года праздник –
малый, средний или великий.
Что же такое православный праздник, как его надо
понимать и отмечать? Слово «праздник»
однокоренное со словом «праздный», означающим
«порожний», «пустой».
«Праздник» буквально – это день, не
занятый делами, свободный от работы, порожний от
вседневной суеты.
По четвертой заповеди, данной Богом еще Моисею, человек
должен шесть дней «делать дела свои», а каждый
седьмой день посвящать Богу – богослужению, молитве,
добрым делам по отношению к ближним – всем
нуждающимся в нашей помощи. Кроме каждого седьмого дня
(«шаббата» – дня покоя) Ветхий Израиль
по прямому указанию Яхве почитал и особые дни года. Так же
поступают и христиане – Новый Израиль. В такие
«праздные» от привычной суеты дни человек
должен погрузиться умом в созерцание Бога и Его благих
дел, дабы и самому подражать Ему в том же. Издревле в
праздники христиане совершали особые торжественные
богослужения.
В чем же его суть, зачем оно нам?
Православный праздник есть прежде всего молитва –
славословие Бога за Его промышление (заботу) о нас –
Его «блудных сынах», некогда ушедших от Него
«на страну далечу» за легкой и сладкой жизнью,
но впавших в скорби, болезни, тоску и уныние от
однообразия и бессмысленности своего существования,
духовно изголодавшихся по Его благодати – милующей,
прощающей, утешающей, исцеляющей, просвещающей,
вразумляющей, умудряющей, освобождающей нас от рабства
греху и сатане и преображающей в славу сынов Божиих. Но
сами мы не знаем, как правильно молиться, славословить и
благодарить Бога, и потому нам следует учиться этому у
святых, а для этого – молиться в храме на
богослужении вместе со всей Церковью.
Преподобный Петр Дамаскин писал: «Церковь хорошо и
богоугодно приняла песни и прочие тропари, ради немощи ума
нашего, чтобы мы, неразумные, привлекаемые сладостию
песнопения, как бы нехотя воспевали Бога. А имеющие
познание от вникания умом в произносимые слова приходят в
умиление и, как по лестнице, восходят в благие
мысли… И насколько мы преуспеваем в навык мыслей по
Богу, настолько Божественное желание влечет нас достигнуть
разумения и поклонения Отцу духом и истиною (Ин.
4: 24), как сказал Господь»[1].
Праздник – это созерцание Бога и Его славы открытым
лицом, что доступно пока только ангелам и святым, уже
пребывающим на небе. Наши земные праздники – это
символ и подобие небесного торжества, как хор, поющий в
храме богослужебные песнопения, символизирует и в меру сил
подражает хору ангелов, на духовном небе славословящих
Творца всяческих.
По своей духовной немощи и малоопытности большинство из
нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить
Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить;
еще не испытали на собственном опыте, что значит
«преклонить колена сердца» пред Господом, не
научились «устраняться суетного мира, ум на небеса
преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не
нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от
каждого из нас» (Деян. 17: 27).
Этому мы можем научиться у святых, у тех, кто многими
потами, а часто собственными
страданиями и даже своей кровью стяжали благодать Святого
Духа, вступили в непосредственное богообщение и передали
нам свой опыт познания Бога, составив молитвы, праздничные
и будничные службы на каждый день церковного года. И для
этого научения мы должны ежедневно молиться дома и как
можно чаще приходить на службу в храм, если и не каждый
день, как это делают монахи в монастырях, то, по крайней
мере, в воскресные и праздничные дни, чтобы вместе со всей
Церковью боговдохновенными словами древних псалмов и
христианских гимнов воздавать Богу хвалу за Его милость,
благость и неизреченную любовь к Своему норовистому и, по
большому счету, неблагодарному творению.
Священномученик Сергий (Мечёв), пострадавший за Христа в
начале прошлого века, говорил, что совершаемое здесь, на
земле, богослужение есть последовательное раскрытие во
времени тайн вечности. А для каждого верующего оно есть
путь, ведущий нас к вечной жизни. Поэтому церковные
праздники представляют собой не случайное собрание
памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки
вечности, прохождение через которые подчиняется
неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг
друга в определенной последовательности, как ступени
единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на
одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой
ступени. Тайна богослужения есть величайшая из тайн
Церкви, которую мы сами не можем постигнуть сразу. Но она
открыта святым. Поэтому, только входя в их опыт через те
молитвы и богослужебные песнопения, в которых они его
запечатлели, прося их помощи за нас грешных, мы начинаем
прикасаться к этой тайне. И по мере того как через это в
нас будут рождаться и возрастать элементы вечности, мы
начнем понимать, что наша жизнь есть только путь, ведущий
к ней. И тогда, после исхода из сей жизни, мы, быть может,
сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех,
кто уже на земле начал входить в Его Вечную Память,
которая есть величайшее достижение для человека, идущего
от дольнего к горнему.
Всем православным христианам важно научиться понимать
церковный календарь, читать его как книгу, повествующую о
спасении Богом человеческого рода от власти сатаны, о
преображении человека, о победе над грехом и смертью.
Однако чтобы по-настоящему понять эту книгу, ее надо
прочитывать собственной жизнью, или, как говорил святой Иоанн
Кронштадтский, «жить жизнью Церкви». И
тогда прожитый нами в Церкви очередной год станет не
просто «прошлым годом» нашей биографии, а
новым витком на восходящей спирали, приближающей нас к
«небу небес».
Заметим, что церковный год начинается не 1 января (и даже
не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14
сентября по принятому теперь григорианскому («новому
стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31
августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник
церковного года – Рождество Богородицы (8/21
сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа)
– переход из временной жизни в вечную. Во временных
границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает
год жизни православного христианина, который должен быть
наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.
Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале
церковного года, христианин призывается прожить
предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как
время, благоприятное для спасения – духовного и
телесного труда по очищению себя от греховных страстей и
стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год,
уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была
удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни
– Успения – и воссоединения со Своим сыном
Иисусом Христом.
Этот путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает
малыми и большими праздниками, главные из которых
Рождество Богородицы (8/21 сентября),
Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября),
Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября),
Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря),
Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
Обрезание Господе (1/14 января),
Крещение Господне (6/19 января),
Сретение (2/15 февраля),
Благовещение (25 марта / 7 апреля),
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение),
Пасха Христова,
Вознесение Господне,
Пятидесятница (Святая Троица),
Рождество пророка Иоанна Крестителя (24 июня / 7 июля),
память апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля),
Преображение Господне (6/19 августа),
Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
А также периодами особенного телесного и молитвенного делания
– многодневными постами. Это посты Рождественский,
Великий, Петровский (или Апостольский) и Успенский.
Не у всех перечисленных выше праздников проставлена дата.
Это не случайно. Православный календарь представляет собою
соединение Месяцеслова (или Святцев) и Пасхалии.
Месяцеслов указывает на имена святых, чья память
празднуется в тот или иной день месяца, а также
непереходящие (или неподвижные) праздники, которые имеют
постоянную календарную дату. Пасхалия определяет подвижную
дату праздника Пасхи и всех зависящих от нее переходящих
праздников (Вербное воскресение, Вознесение, Троица),
которые не имеют постоянной даты в календаре, но
перемещаются в зависимости от дня празднования Пасхи. Так
происходит потому, что Месяцеслов связан с солнечным
календарем, а Пасхалия – с лунным.
Правилами Православной Пасхалии определено праздновать
Пасху Христову в первое воскресение после первого
весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего
равноденствия 21 марта (по юлианскому календарю). Поэтому
православная Пасха отмечается в разные годы в период от 22
марта до 25 апреля по юлианскому календарю (то есть от 4
апреля до 8 мая нового стиля), приходится почти на
середину церковного года и в календарном, и в духовном
смысле является его центром.
Прежде чем перейти к рассказу о великих праздниках, скажем
еще несколько слов о сути церковного праздника.
Радость праздника
Православный христианин, живущий духовной жизнью, то есть
старающийся жить по-евангельски и потому строго судящий
себя за нарушение заповедей Божиих, приходит к празднику с
сознанием своей греховной немощи, видением своих неизжитых
греховных страстей и привычек, своей непобеды над грехом,
исповедует это в таинстве покаяния и просит за это у Бога
прощения. Но одновременно он приходит в храм с надеждой и
искренне просит и ожидает от Господа милости и помощи,
которые Христос подает нам, соединяя с Собой в таинстве
Евхаристии, и без участия в этом таинстве человек, по
слову Спасителя, не может наследовать жизни вечной (ср.:
Ин. 6: 26–59).
У каждого праздника своя благодать, свое откровение таин
Божиих, хотя и подается она от одного Святого Духа. И
потому, ожидая праздник, христианин должен подготовить
себя к принятию благодати – жизнью по заповедям,
добрыми делами, молитвой, чтением Священного Писания и
духовной литературы, а когда надо, и длительным постом,
ибо благодать действует в человеке сообразно его устроению
и готовности вместить ее.
Суть православного праздника заключается вовсе не в
праздничной трапезе («яствах и питии»), не в
провозглашаемых за столом тостах и многолетиях, не в том,
как украшен храм (березками, елями или вербами), а в
радостном ожидании и в самой встрече человека со своим
Господом, Который приветствует приходящего к Нему –
пусть и грешного, но искренне кающегося в своем
несовершенстве (ибо «Бог и намерение целует»).
В праздник Господь особенным образом открывает Себя
человеку, дарует верующим – Своим ученикам –
радость Свою совершенную (см.: Ин. 15: 11), которой никто
не может отнять (см.: Ин. 16: 22). В праздники Господь
вновь и вновь призывает нас к Себе, извлекая из суеты
будней и тины наших страстей, приподнимает над бренной
землей, открывая нам Царство Свое будущее, уже пришедшее в
силе. И это Царство Божие – внутрь нас есть.
Освободить душу от привычных забот,
«упразднить», очистить от греховных помыслов и
нечистых желаний, чтобы в это уготовленное место вошел
Господь, – вот задача истинного
«празднолюбца» – верующего христианина,
идущего в храм на праздник. А вовсе не то, что совершают
многие: поставил свечку, перекрестил лоб, помазался
маслицем у священника, да и бегом домой к телевизору. А то
и того не делают – заглянул в календарь:
«Праздник что ли? Ну, так у нас, православных, есть
повод по рюмочке…»
Нет, не для того Бог сошел на землю, стал Человеком, учил
заблудших, насыщал голодных, исцелял болящих, был гоним
соплеменниками, предан ближайшим учеником, распят на
Кресте, воскрес и перед Своим Вознесением дал повеление
ученикам проповедовать Евангелие по всему миру и крестить
все народы. Не для того! Так постараемся стать достойными
учениками Христа! И если будем не слушателями только, но и
делателями слов Его, то, заслышав в храме:
«Приидите, празднолюбцы! Возрадуемся Господу и Его
Пречистой Матери и святым Его!», «Хвалите имя
Господне…», сердце наше будет исполняться
неотмирной радостью, а душа приходить в восторг. Потому
что только у нас есть такой Бог –
милующий кающихся, прощающий согрешающих, страдающий со
страдающими, давший заповедь любви до смерти (см.: Ин. 15:
12–13) и Сам первый исполнивший ее, распявшись за
нас на Кресте… Только у нас есть
такой Бог, Который «не для того
пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать
душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45).
Те же, кто еще не испытал на себе действия благодати
Божией и скучает, стоя на праздничной службе в храме,
пусть вспомнят слова Спасителя о молитве: «Просите,
и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят
вам», ибо «Отец ваш Небесный даст блага
просящим у Него» (Мф. 7: 7, 11).
Дерзайте – и вера наша спасет нас!
Итак, церковный год начинается не в январе, а в сентябре.
Кратко расскажем, почему и когда это случилось.
Церковное новолетие 1/14 сентября
В этот день Православная Церковь празднует церковное
новолетие – начало нового церковного года, которое в
соответствии с византийской традицией именуется Началом
индикта.
В Римской империи начало индикта было началом финансового
года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона
– 15-летнего промежутка времени, который утвердился
при императоре Константине Великом.
Официальное византийское счисление по индиктионам
начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви
календарное счисление по индиктам было введено в
царствование Юстиниана I (527–565).
Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев всё
возвращается к своему началу, в юлианском (то есть
церковном) календаре есть еще «полный церковный
год» продолжительностью почти в полтысячелетия,
называемый также «Великим индиктионом», а на
Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532
года все церковные праздники – неподвижные
(например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и
подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же
числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была
тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому
календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от
Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий
индиктион, который начался в 1941 году.
Миротворный круг юлианского календаря представляет собой
совершенное творение в области летоисчисления, гармонично
сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и
гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский
наглядно представил Миротворный круг в виде круговых
таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений
определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга
простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое
течение времени и циклическую повторяемость
астрономических явлений по числам юлианского календаря.
С принятием христианства Русь усвоила византийское
летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и
индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси
начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все
древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от
Сотворения мира) произошло слияние гражданского и
церковного новолетия – началом года официально стало
1 сентября, которое два века отмечалось как
церковно-государственный праздник. В этот день совершалась
особая праздничная служба – «чин
летопроводства», во время которой епископ с
процессией выходил на городскую площадь, где пелись
праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а
затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм
для совершения Божественной Литургии.
В 1699 году Петр I ввел в России европейское
летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес
гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном
гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в
сфере образования, поскольку в старину учебный год в
церковноприходских школах всегда начинался с церковного
Новолетия – 1 сентября, и эта традиция
распространилась на все учебные заведения.
***
Основным смыслом богослужения в Новолетие (1/14 сентября)
является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской
синагоге, когда Иисус Христос прочел пророчество Исаии
(Ис. 61: 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он
помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять
сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение,
слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное». И
добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное
вами» (Лк. 4: 16–22).
Со времени пришествия в мир Спасителя человечеству
дарована Богом возможность спасения – избавления от
несвободы (рабства греху), стяжания добродетелей
(богоподобного совершенства) и даже обожения. Именно это
должно быть целью и содержанием всей жизни христиан, а
более конкретно – наступающего нового церковного
года.
Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни
человек должен жить как последний, за которым его ждет
строгий и нелицеприятный суд Божий. Потому и наступивший
год, как и любой другой, надо использовать с духовной
пользой, больше заботясь о своей душе, ища «прежде
Царства Божия и правды Его», веруя словам Христа,
что тогда все остальное приложится нам (Мф. 6: 33).
Поэтому и в песнопениях праздника говорится, что Господь в
мир пришел, ища «удобрити создание» Свое,
«завещав уставы и лета, во спасение наше».
Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за
Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь
«приносит», то есть посвящает, новый церковный
год Творцу мира, Который «нам, мудростию времена и
лета положил». «Начало лета» (то есть
года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это
значит, что мы, верующие христиане, даем обещание
посвятить весь наступающий год Богу – служить Ему, а
не своим греховным желаниям. И это служение Благу, Добру
должно направить нас на борьбу со грехом в себе и вокруг
нас, к возрастанию в добродетелях, как и сказано в псалме:
«уклонись от зла и сотвори благо». Потому
Церковь просит за богослужением сподобить нас «житие
начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным
начинанием»; «сподобить начавшим лето
(год)» и «скончати благоугодно», чтобы
«многокружное лето» сие Господь благословил
«благоплодием», увенчал
«благословеньми»; чтобы нашим воздаянием за
понесенные труды, за наше служение Добру стало познание
Бога – истинного Блага – и наше
«преложение (то есть изменение) к лучшим, мирное
устроение», чтобы нам «славити вседетельную
Его благость».
В тропаре праздника Церковь просит Бога: «Всея твари
Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый,
благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в
мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси
ны».
[1] Петр Дамаскин,
преподобный. Творения. Б.м. [М.: Скит], Б.г.[1993]. С.
78.
Церковный год
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/64058.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif