Перейти к содержимому

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Когда
некоторые церковные люди увлекаются либерализмом и
реформаторством, высказывая недовольство традициями
Церкви, не лишним будет напомнить, что точно так же в
свое время зарождался протестантизм.
К чему приводит протестантизм и в чем его глубинная
суть, наиболее точно нам раскрывают святые отцы.
Среди отцов Церкви, чья духовная интуиция всегда
четко свидетельствовала о тончайших подменах,
особенно значим святитель
Игнатий (Брянчанинов)
.

Находясь в обществе, уже испытывавшем влияние со стороны
протестантского Запада, святитель Игнатий неоднократно
высказывался по этому поводу. В настоящее время, имея
полное собрание трудов святителя Игнатия, мы можем
составить достаточно ясную картину его отношения к
протестантизму.

Отзываясь о характере протестантизма, родившего множество
профессоров-теологов, но не родившего ни одного святого,
святитель Игнатий давал следующую оценку:
«протестант холодно-умен»[1], это «земной характер», не
имеющий никакого отношения к Небу[2]. Рационализм протестантизма, мелочно
исследующего букву Писания и не замечающего его
глубинную суть, всегда препятствовал серьезной духовной
жизни. Рассуждая о карелах на Ладожском озере в статье
«Посещение Валаамского монастыря»,
святитель следующим образом говорит о прозелитизме
лютеранства среди местного населения, в результате чего
Православие на финляндском побережье оказалось
вытеснено: «Ныне стоят лютеранские кирхи,
оглашаемые лишь тощею проповедию холодного пастора. Он,
говоря народу в проповеди своей одно поверхностное,
ученое сведение об Искупителе и Его нравоучении,
говорит каждый раз как бы надгробное слово над
утраченною истинною живою верою и Церковию этими людьми
и местами»[3]. Таким образом, в протестантизме нет
подлинной жизни и веры, а только рассудочная ученость с
поверхностным нравоучением. Поэтому в протестантизме не
могло появиться какой-либо серьезной аскезы, глубокого
духовного опыта.

Более того, рационализм, отсутствие глубины духовной жизни
привели протестантизм к отвержению аскетических принципов,
свойственных традиционному христианству на протяжении
полутора тысяч лет. В частности, протестанты, как и
атеисты-безбожники, произносят хулы на монашество,
отвергая его богоустановленность[4]. Подобное отвержение нашло прямое
воплощение в жизни родоначальника протестантизма
– Мартина Лютера, а затем выразилось в отвержении
протестантами соответствующих догматических утверждений
Церкви относительно Приснодевства Божией Матери:
«Протестанты, заклятые враги Новозаветного
девства, утверждают, что Святейший Сосуд и Храм Божий,
Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека, нарушила
девство Свое, соделалась сосудом похоти человеческой,
вступила с Иосифом в отношения жены, имела других
детей. Мысль ужасная! мысль вместе и скотская и
демонская! мысль богохульная! Она могла родиться только
в недре глубокого разврата! Ее мог произнести и может
произносить только отчаянный и отверженный прелюбодей!
Ее могут принять и усвоить себе одни те, которые
столько низошли от образа и подобия Божиих к подобию
скотов, что имеют и могут иметь понятие о естестве
человеческом единственно в его униженном, скотоподобном
состоянии… Лютер, свергший с себя монашество и
взявший себе в наложницу монахиню, свергшую монашество,
– союз Лютера с Екатериною де Борре иначе не
может быть понимаем, так как не видно, чтоб обеты
девства, данные ими Богу, были им возвращены, –
вопиет против христианского девства. Вопиют против него
вместе с Лютером все протестанты. Они называют девство
противоестественным, противным воле, благословению,
повелению Бога»[5].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) не мыслил пути к
христианскому совершенству вне девства, целомудрия,
монашества. Это тот путь, который был явлен в жизни Самого
Христа и находил воплощение уже в первом поколении
христиан. Протестантизм, отвергая эти основы православной
аскетики, естественно воспринимался святителем как
ниспадение с духовно-нравственной высоты к уровню жизни по
подобию скотов. «Сочинения Лютера нестерпимы не
только для благочестивого, но даже для благопристойного
читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступленным
богохульством… Лютеранизм доставляет большие
удобства человеку, желающему как можно меньше обращаться к
Богу и как можно меньше ограничивать себя в плотских своих
пожеланиях»[6].

В полном собрании трудов святителя Игнатия опубликовано
небольшое сочинение «Лютеранизм», составленное
из ответов на вопросы. Зарождение протестантизма
в лице Лютера святитель рассматривает как абсолютно не
нужное для спасения людей явление: «Если Христово
учение достаточно было для спасения человеков в
продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? Если же
признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по
необходимости должно признать, что первоначальное учение
Христовой Церкви было недостаточным для спасения, что
явная нелепость, богохульство»[7].

Хотя выступление Лютера было направлено против ряда
заблуждений Римской церкви, однако у самого Лютера
святитель Игнатий находит три вида заблуждений. Во-первых,
Лютер вместо заблуждений римских привнес собственные
заблуждения; во-вторых, некоторые из заблуждений
католичества сохранил, а в-третьих, отдельные заблуждения
римо-католиков даже усилил.

Среди сохраненных заблуждений католичества святитель
Игнатий выделяет: учение «филиокве» (что, по
мысли святителя, было главной причиной отторжения Запада
от Церкви Христовой) и совершение таинства Крещения через
обливание.

Среди усиленных заблуждений латинян святитель обращает
внимание на отношение к Евхаристии: если католики утратили
таинство Евхаристии через отмену призывания Святого Духа и
молитвы о пресуществлении, то «Лютер отверг вовсе
Литургию, говорит: “Хлеб пресуществляется во рту у
причащающегося верою!”»[8].

Мартин Лютер
Мартин Лютер

Собственные
заблуждения Лютера святитель видит в следующем.
Отвергнув беззаконную власть Римских пап, Лютер
отверг и законную, сан епископский и самую хиротонию,
тем самым нарушив установление Апостолов. Отвергнув
индульгенцию, он отверг и таинство Исповеди.
Святитель указывает на одно из ключевых заблуждений
Лютера: предпочтение веры с отвержением добрых дел,
якобы «для спасения достаточна одна вера, хотя
б дела ей не соответствовали»[9].

Перечисляя известные заблуждения Лютера: отвержение
икон
, святых мощей, молитв небожителям, большинства
Таинств, самого Предания с ложным толкованием Священного
Писания по собственному произволу, – святитель
заключает: «Все сии заблуждения, будучи все вместе
взяты, не только противны единой истинной Святой Церкви,
но и содержат в себе многие тяжкие хуления на Духа
Святого»[10]. То есть это не просто личные мнения,
с которыми можно толерантно соглашаться, а тяжкая хула
на Духа Святого.

Таким образом, мы не встретим у святителя Игнатия даже
каких-либо намеков на остаточную благодать вне
Православия. Святитель не видит возможности спасения
внутри лютеранства[11]. Для святого Игнатия (Брянчанинова)
границы истинного учения всецело совпадают с границами
православного исповедания, а благодать Святого Духа
обитает только там, где истина, – в Православной
Церкви. Вопреки современным экуменическим идеям,
святитель Игнатий не боялся называть протестантизм
душепагубным еретическим сонмищем: «Самое
Божественное Евангелие употребили и доселе употребляют
во зло, для погибели своей, многие миллионы
протестантов, толкуя его неправильно и неблагочестно,
по поводу будто бы его, удаляясь от единения со
Вселенскою Церковию, составляя отдельное душепагубное
еретическое сонмище, которое они дерзают называть
Церковию Евангельскою»[12].

Ересь ведет только к погибели. Поэтому протестантизм
всегда упоминается святителем в контексте общего упадка и
растления, пропагандируемых в Российской империи:

  • «Неведение православной веры, взгляды на нее и
    на Церковь из идей, доставленных развратом,
    протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и
    насильно внесены в Православную Церковь посторонние,
    чуждые и враждебные духу Церкви постановления, противные
    правилам и учению Православной Церкви»[13].
  • «Монастыри испорчены гордынею и невежеством
    разных умствователей, умствовавших и действовавших по
    стихиям западного протестантизма и
    атеизма»[14].
  • «Очевидно, что отступление от веры православной
    всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто
    протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве
    нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою
    душу!»[15].

Что показательно, святитель Игнатий ставит протестантизм в
непосредственной близости с атеизмом как своего рода
предваряющую ступень на пути во всё большем отступлении от
Бога.

Протестанты, выступив против Римской
церкви
, «заменили зло злом, заблуждения
заблуждением, злоупотребления злоупотреблением»,
попрали, отвергли, исказили Божественные
установления[16].

Соответственно, святитель задавался вопросом касательно
сложившейся практики чиноприема, согласно которой
приходивших из протестантизма в Православие не было
принято крестить. В декабре 1838 года святитель Игнатий
написал преподобному Леониду (Наголкину), старцу
Оптинскому, письмо, в котором среди прочего писал:
«Имею к Вам покорнейшую просьбу: известите меня, в
Молдавии и Валахии перекрещивают ли лютеран и прочих
протестантов и почему. Здесь об этих предметах ныне очень
много рассуждают; в особенности обер-прокурор очень
ревнует по Православию, издает ныне правила Вселенских и
Поместных соборов, ибо наша Кормчая содержит наиболее не
самые правила, а толкования под именем правил и на сии
краткие толкования другие пространнейшие. Дай, Господи,
чтоб мы, получив настоящие правила в печати,
сколько-нибудь приподняли и расслабленные руки к
деланию»[17].

Как можно полагать, поиск святителем прецедентов
совершения Крещения над бывшими лютеранами исходил из его
размышлений о существовавшей в Русской Церкви практике
принятия лютеран только через Миропомазание. Сам
святитель, имея представление о полной утрате Духа Святого
в протестантских общинах, вероятно, подходил к выводу о
невозможности у них каких-либо таинств, в том числе и
Крещения (впрочем, размышлений святителя на эту тему не
сохранилось).

В нашем распоряжении имеется ответ преподобного Леонида
Оптинского: «На вопрос Ваш в Молдавии и Валахии о
перекрещивании лютеран и прочих протестантов могу только
то сказать, что слыхал от жившего там довольное время
покойного старца отца Феодора, что перекрещивают, а почему
именно – о сем не могу Вам изъявить, ибо не
случалось иметь в подробности о сем с ним собеседования. А
так как рассуждения, возникшие ныне о сем предмете,
относятся к догматическим, и ежели есть недоумение, то
нельзя ли употребить средств в изданной в сем году книжице
Царских и Патриарших грамот, на 4-й странице показанных.
Впрочем, должно отнести сие к главе Церкви Господу нашему
Иисусу Христу и молить Его о сем, да сохранит Церковь Свою
чисту во всей красоте Ее православного исповедания и
внушит держащим кормило Ее пастырям оградить к
безопасности твердым оплотом – изданием яснейших и
достоверных соборных правил, да подаст нам произволение и
силу к исполнению по ним и к достижению в меру духовного
возраста исполнения Христова»[18].

Сравнительно с католицизмом протестантизм
оценивается святителем Игнатием как большее падение. Если
у католиков таинство Покаяния было изменено, то
протестантами оно совсем отвергнуто[19]. Если католики из Литургии исключили
призывание Святого
Духа
, то «протестанты вовсе отвергли
Литургию»[20]. В католицизме еще присутствует
аскеза, хотя и прелестная, в протестантизме же –
полная утрата аскетической жизни, бездушность и
холодный рационализм. Как известно, святитель Игнатий
полагал в аскезе, основанной на святых отцах, всю свою
духовную жизнь, в ней видел чистый и ясный путь ко
спасению. Поэтому он особенно остро воспринимал
имевшееся в протестантизме отвращение к святоотеческой
аскезе. Таким образом, протестантизм оценивается
святителем как утрата ключевых установлений
христианства, своего рода предвестие окончательных
утрат в атеизме и безбожии.

Тем не менее, нельзя утверждать, будто святитель презирал
самих протестантов. Жесткость и категоричность его
высказываний всегда объяснялась тем очевидным фактом, что
уклонение от истины во Христе, явленной в Православии,
является уклонением от спасения, причем уклонением
незаметным и потому более опасным. Горечь святителя о
распространении неправославных учений была горечью о
распространении заманчивой лжи, закрывающей собой Истину.
Вместе с тем, к самим протестантам святитель никогда не
выказывал презрения.

Так, он поддерживал весьма теплые отношения с известным
художником, протестантом по исповеданию, Карлом Павловичем
Брюлловым (1799–1852). Несмотря на светский характер
своих основных работ, Брюллов нередко выполнял церковные
заказы. В частности, для Сергиевой пустыни близ
Петербурга, где святитель Игнатий был архимандритом,
Брюллов написал образ Пресвятой Троицы. Сохранилось письмо
святителя Игнатия к Брюллову, которое показывает, с каким
сердечным теплом святитель относился к художнику:
«…Всегда я принимал в Вас сердечное участие.
Душа Ваша представлялась мне одиноко странствующею в мире.
Так странствую и я, окруженный с младенчества
бедствиями…»[21]. Святитель старался не ранить душу
художника, высказываясь о его творчестве: «Давно
видел я, что душа Ваша в земном хаосе искала красоты,
которая бы ее удовлетворила. Ваши картины – это
выражения сильно жаждущей души»[22]. Однако святитель вежливо и тактично
делал намеки на необходимость искать подлинную, вечную
красоту: «Картина, которая бы решительно
удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности.
Таково требование истинного вдохновения. Всякая красота
– и видимая, и невидимая – должна быть
помазана Духом, без этого помазания на ней печать
тления; она (красота) помогает удовлетворить человека,
водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота
отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты
дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои
взоры»[23]. Как можно полагать, в последующих
строках проявляется сердечное желание святителя, чтобы
Брюллов принял Православие: «Желаю по приезде
моем увидеть Вас здоровым, укрепившимся. Еще надо бы
Вам пожить, пожить для того, чтоб ближе ознакомиться с
вечностию, чтоб пред вступлением в нее стяжать для души
Вашей красоту небесную; в душе Вашей всегда было это
высокое стремление. Объятия Отца Небесного всегда
отверсты для принятия всякого, кто только захочет
прибегнуть в эти святые, спасительные
объятия»[24]. К сожалению, Брюллов, имея общение
со святым человеком, так и окончил свой жизненный путь
вне лона Православия.

В целом, оценки, данные протестантизму святым Игнатием,
кому-то могут показаться слишком категоричными, строгими.
Однако есть смысл прислушаться к духовной интуиции
святителя: путь рационального осмысления истин веры с
утратой Священного Предания Церкви влечет за собой
охлаждение духовной жизни и непременно повлечет утрату
догматической чистоты, что зачастую мы и видим в среде
современных либералов-реформаторов.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/65621.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif