Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Пекин – Иерусалим

О паломничестве по пути, которым везли из Алапаевска в
Иерусалим мощи преподобномученицы
Елисаветы
, рассказал врач Сергей Карасев, так же, как
и почитаемая им святая, вместе с коллегами безвозмездно
помогающий тем, кто в этом нуждается.

В храме, где почивают мощи прпмцц. Елизаветы и Варвары. Гефсимания
В храме, где почивают мощи прпмцц. Елизаветы и Варвары. Гефсимания

    

Гессен-Дармштадтская принцесса, ставшая великой
княгиней в браке с великим князем Сергеем Александровичем
и принявшая Православие, не избежала участи царской семьи,
чей род после революции планомерно уничтожала новая
власть.

А она и не пыталась избежать. Отказалась даже говорить на
эту тему с послом Германии графом Мирбахом: «Я
никому ничего дурного не сделала. Буди воля
Господня!»

прпмц. Елисавета
прпмц. Елисавета

И приняла мученическую смерть. 18 июля 1918 года
настоятельницу Марфо-Мариинской
обители
, ее келейницу инокиню Варвару, пять князей из
рода Романовых и Федора Ремеза, секретаря великого князя
Сергея Михайловича, сбросили в Нижнеселимскую шахту
рудника в 18 километрах от Алапаевска. Казнь их была
изуверской: нанеся каждому удары обухом топора, их живыми
столкнули в жерло шахты и потом забрасывали гранатами.

А через три месяца Алапаевск был взят армией генерала А.
Колчака. Останки казненных были подняты из страшной шахты.

Рядом с Елисаветой Феодоровной, на уступе, лежало тело
князя императорской крови Иоанна Константиновича. Голова
его была перевязана апостольником великой княгини: в
беспросветной тьме подземелья, обреченная умереть от
голода и ран, она осталась собой и делала то, что обычно:
молилась и старалась хоть чем-то облегчить страдания
других.

У останков Алапаевских мучеников впереди был долгий путь.
Погребенные 1 ноября в южной стороне алтаря
Свято-Троицкого собора Алапаевска, они пробыли там лишь
несколько месяцев. 14 июля 1919 года, почти через год
после казни, гробы погрузили в поезд, уходивший в Читу:
Красная армия наступала, Колчак оставлял Алапаевск. В этом
растянувшемся на два года странствии великую княгиню
сопровождал ее духовный друг и наставник –
настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского
Николаевского монастыря игумен Серафим (Кузнецов).

Армия генерала Колчака
откатывалась на восток и уносила с собой новую святыню
–восемь гробов Алапаевских мучеников. Из Алапаевска
– в Читу, затем – в Харбин и Пекин. Тела
князей Романовых нашли упокоение в китайской столице, а
путь мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары лежал
дальше – через Шанхай и Порт-Саид в далекий
Иерусалим, где когда-то великая княгиня приняла решение
перейти в Православие.

Монастырь св. Марии Магдалины. Гефсимания
Монастырь св. Марии Магдалины. Гефсимания

    

Только в январе 1921 года игумен Серафим привез гробы к
храму Марии
Магдалины
.

***

Дому Романовых исполняется 400 лет. Опасаясь, что трагедия
Алапаевских мучеников, тоже Романовых, казненных на
следующий день после расстрела царской семьи, окажется как
бы не в фокусе торжеств, посвященных 400-летию династии,
13 человек отправились в необычное паломничество –
его маршрут стал повторением пути, по которому почти 100
лет назад везли останки мучеников.

Инициатива принадлежала не духовному лицу, а человеку
светскому, не без государственных регалий – Игорю
Рауфовичу Ашурбейли. Получив благословение Святейшего
Патриарха Кирилла, он собрал группу, которая прошла по
местам скорбного посмертного пути великой княгини
Елисаветы Феодоровны.


    

Опыт такого паломничества – первый и пока
единственный. Из Москвы – в Екатеринбург и
Алапаевск, из Алапаевска – в Пекин, а затем в
Иерусалим. Пусть самолетом, а не поездом, пусть по
усеченному маршруту, но участники этой поездки проложили
новый паломнический маршрут в память о высоком
подвижничестве преподобномученицы Елисаветы.

Люди разные, духовного сана и светские… Почему в
этом паломничестве они оказались вместе? У каждого –
своя история, свои причины. У кого-то – очевидные:
среди паломников были владыка Сергий, епископ Барнаульский
и Алтайский, до недавнего времени возглавлявший Каменскую
и Алапаевскую епархию, и Елена Долгопольская, сестра
милосердия Марфо-Мариинской обители.

Трое из участников группы являлись представителями СМИ, и
у них были не только духовные цели, но и профессиональные.
Впрочем, «кто хотел духовно окормиться, тот
окормился», – это слова Сергея Карасева,
который вошел в состав паломнической группы в качестве
врача. Он согласился поделиться с нами впечатлениями от
поездки.

Началось паломничество с молебна в день Петра и
Павла
на Патриаршем подворье – в храме святой
преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

18 июля – в годовщину казни и день, когда Русская
Церковь совершает память преподобномучениц Елисаветы и
Варвары, – паломники приехали в Алапаевск, чтобы,
помолившись за литургией в Свято-Троицком соборе, где
недолго покоились останки мучеников, пройти крестным ходом
по следам их страдальческого пути: 18 километров от места
заточения в Напольной школе до монастыря Новомучеников
Российских, возведенного во второй половине 1990-х на
месте казни.

– Почти все, кто был на службе, отправились и на
крестный ход. Может быть 300, а то и 400 человек, –
рассказывает Сергей Карасев. – Это очень сильное
впечатление – когда такое количество людей идут с
молитвами долгий путь во славу Божию… Мне, к
сожалению, не удалось до конца раствориться в этом,
полностью увести от себя мирские заботы и дать место
духовному. Я медик и отдавал себе отчет в том, что путь
нелегкий и неблизкий и может случиться всякое: с собой в
поездку взял огромную сумку с медикаментами и всегда носил
ее с собой. На мне была ответственность за здоровье людей,
и это не давало мне полностью погрузиться в происходящее.
В результате кое-что из содержимого этой
«аптечки» пригодилось…

На пристани
На пристани

    

Из Алапаевска они вернулись в Екатеринбург и оттуда
улетели в Пекин. В 1920 году здесь, на территории Русской
духовной миссии, нашли упокоение пять князей Романовых.
Сохранился камень от фундамента церкви, в которую были
принесены гробы Алапаевских мучеников. Теперь эта земля
принадлежит Российскому Посольству. На кладбище миссии, в
храме святого Серафима Саровского, владыка Сергий отслужил
панихиду по погибшим в Алапаевске.

Владыка Сергий служит панихиду в Китае
Владыка Сергий служит панихиду в Китае

    

Эта церковь – единственный православный
храм в Пекине
.

– В отношении веры китайцы, надо сказать, не
слишком-то… толерантные, – осторожно
подбирает слова Сергей Карасев. – В стране запрещено
ходить с какой-либо религиозной атрибутикой. Владыке
Сергию, который уже 40 лет не носил светской одежды, чтобы
добраться с самолета на территорию посольства, пришлось
переодеться в мирское. Даже здесь, в столице, к туристам
местные жители относятся с каким-то диковатым
любопытством.

Пекин
Пекин

    

Где находится захоронение великих князей – никому не
известно.

– По одной из версий, их останки покоятся на
территории Русской миссии, – поясняет Сергей.
– По другой – они были перенесены на кладбище
при храме, который впоследствии был снесен. Сейчас на этом
месте закрытый частный гольф-клуб. Установить точное
местонахождение останков, на мой взгляд, вполне реально,
но странно, что наши власти не предпринимают к этому
никаких шагов.

Уличный каллиграф
Уличный каллиграф

    

25 июля, на восьмой день своего пути, паломники оказались
в Иерусалиме, у храма Марии Магдалины. Елизавета Федоровна
приезжала сюда в 1888 году на торжества в честь его
освящения. Ощутив Благодать
Божию
, великая княгиня сказала о том, что мечтала бы
быть похороненной здесь, на Святой земле. Тогда, за 20 лет
до революции, слова жены русского великого князя, светской
дамы, да к тому же протестантки (она приняла Православие
лишь спустя три года), прозвучали странно. А оказались
пророческими.

Израиль
Израиль

    

Вход в храм Гроба Господня
Вход в храм Гроба Господня

    

Гробница Авессалома
Гробница Авессалома

    

– Будучи в Алапаевске, мы собрали в капсулу немного
земли близ шахты, где состоялась казнь, привезли в
Иерусалим и оставили при храме Марии Магдалины. А из
Москвы везли с собой современные писаные иконы
преподобномученицы Елисаветы, и во всех святых местах, где
мы побывали, эти иконы были с нами. С нами и вернулись
обратно – в храм в Покровском Стрешневе, –
рассказывает Сергей.

Иерусалимская улочка
Иерусалимская улочка

О
паломничестве он говорит не возвышенным слогом, а
вполне обыденным языком, даже слегка суховато.
Эмоциями не делится, перечисляет лишь факты. На
вопрос о том, как случилось, что он оказался в этой
поездке, так же буднично рассказывает не совсем
обычную историю.

С благословения владыки Марка, архиепископа Егорьевского,
Сергей Карасев и несколько его единомышленников-врачей
оказывали безвозмездную медицинскую помощь людям в
отдаленных от Москвы приходах. Официального статуса у этих
врачей никакого не было, а потребность в медиках в
труднодоступных населенных пунктах – была, и
немалая.

– Мы ездили сами по себе, как бременские музыканты,
– улыбается Сергей. – Брали с собой мобильную
лабораторию и отправлялись в Тверскую, Ярославскую
область. У нас не было никаких официальных документов,
санкций, направлений… Но я ведь могу частным
образом куда-то приехать и, как врач, не откажу человеку,
если он обратился ко мне за помощью. А поводов для такой
помощи предостаточно. В иных местах дело обстоит так, что
дети за всю свою жизнь из медиков видели только акушерку
– при рождении…

Во время одной из таких поездок Сергей попал в
Свято-Алексеевскую пустынь.

– Узнал об этом месте от знакомого священника,
– рассказывает Сергей. – А поселение
немаленькое: почти 400 человек, причем больше половины
– дети.

С тех пор в то место под Ярославлем Сергей стал приезжать
почти каждую неделю.

Служащий в епархии владыки Марка священник отец Георгий с
большим энтузиазмом отнесся к подвижничеству Сергея, и не
так давно благодаря его стараниям благотворительная
деятельность Карасева и его соратников-коллег обрела
официальный статус: медицинская служба при Северо-западном
викариатстве города Москвы. Появился документ, но сама
деятельность Сергея и его службы осталась полностью
благотворительной, и работает эта служба не от случая к
случаю, а регулярно, имея «местом приписки»
тот самый храм преподобномученицы Елисаветы в
Покровском-Стрешневе. Узнав о паломничестве по пути
следования мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны
– святой, особенно почитаемой медиками, –
Сергей Карасев отправился в поездку, прихватив с собой
внушительных размеров сумку с медикаментами. На всякий
случай. Чтобы быть готовым помочь тому, кто нуждается в
помощи.

Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Пекин – Иерусалим
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/65345.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif