Дань памяти
Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен) |
Через Бельгию в минувшем веке прошло несколько
«волн» эмиграции из России. Однако самой
печальной страницей в истории русской эмиграции является
судьба военнопленных и перемещённых лиц (DP –
«displaced persons»), насильственно
оказавшихся в Бельгийском Королевстве, особенно в
провинции Льеж, в период Второй Мировой войны. Условия их
жизни в тяжёлые годы оккупации и послевоенной разрухи по
мере сил старались облегчить как различные русские,
бельгийские и международные благотворительные организации,
так и церковные структуры: епархии, приходы и отдельные
верующие. Историческая, духовная и нравственная оценка
подвига этих людей, взятых в плен или насильственно
вывезенных из страны, особенно важна сейчас, в преддверии
70-летия победы в Великой Отечественной войне. По решению
русской православной диаспоры Бельгии, представленной
тремя юрисдикциями: Русской Православной Церкви
Московского Патриархата, Русской Зарубежной и
Константинопольской Церквей в память об этом в Льеже будет
построен храм-памятник в
честь иконы Божией Матери «Живоносный
источник» Русской Православной Церкви. Это
решение поддерживают Федерация соотечественников,
Федерация русских дворян, русские молодёжные и
общественные организации.
Годы войны
В сентябре 1942 года в Бельгию в пригороды Лувена из
немецкого Цайтхайна (Саксония) был переведен лагерь для
военнопленных («шталаг»)[1] № 304 примерно с 10-ю тысячами
красноармейцев. Этот лагерь, как и остальные лагеря,
находился в подчинении Верховного командования Вермахта
(Oberkommando der Wehrmacht), а с ноября 1944 года в
подчинении «СС»; и вплоть до освобождения
Бельгии союзными войсками в 1944 году, являлся центром
по управлению трудовыми командами советских
военнопленных, работавших в угольной промышленности
Бельгии и северной Франции[2]. Кроме пленных, на принудительные
работы в Бельгию привозили и так называемых
«восточных рабочих». В основном это были
молодые люди из оккупированных областей Украины, России
и Белоруссии, вывезенные насильно.
Советские военнопленные в лагере Цайтхайн перед отправкой в Бельгию. 1942 г. |
Одним из мест размещения военнопленных и перемещенных лиц
был район Льежа, где они работали на многочисленных
шахтах. Еще до войны в Льеже, около местечка Серен, были
построены бараки для поляков-гастарбайтеров[3], куда и привозили советских
военнопленных, а позднее и угнанных на принудительные
работы. Таким образом, это был самостоятельный лагерь,
со своим кодовым номером (LG VIII Seraing) и со своей
охраной. «Пропускная мощность» лагеря
составляла 1100 человек, и, по мере уменьшения
количества узников по причине смерти, неуклонно
пополнялась заключенными из других лагерей. Некоторым
военнопленным, впрочем, удавалось бежать и
присоединиться к отрядам бельгийского
Сопротивления.
Условия жизни в таких лагерях и работы в шахтах были
тяжёлыми, рабскими. Один из заключенных лагеря, советский
военнопленный, позже вспоминал: «…При 12-ти
часовой работе 375-граммовая пайка хлеба, да черпак бурды.
Спасибо бельгийским шахтерам, украдкой подкармливавшим
пленных. Шахтер Морис Жакке каждый день приносил
бутерброд, хотя семья его под немецкой
оккупацией жила тяжело…»[4].
Известно, что в районе Льежа окормлял военнопленных
русский священник Валент Роменский. Будучи настоятелем
льежского храма святого
Александра Невского он регулярно посещал
многочисленные лагеря, расположенные в этом угольном
бассейне и всячески помогал заключенным. В книге Жана Пюта
«Советские военнопленные в Лимбурге в 1942-45
годах»[5] упомянута льежская организация
«L’Aide aux Prisonniers Russes», с
которой отец Валент был очень тесно связан.
Отец Валент делал все возможное, однако помочь удавалось
далеко не всем. Списки заключенных, погибших и умерших за
этот период, представляют печальное зрелище. В настоящее
время они требуют большой и кропотливой архивной работы.
Порой они не содержат никаких дополнительных сведений, не
известны причины и обстоятельства смерти заключенных. Так,
например, в списке бельгийского МИДа, составленного в 1959
году для советского посольства, место смерти большинства
узников указано в общих чертах: «Военный госпиталь в
Льеже» или просто «в Льеже».
Судьба перемещенных лиц
По окончании войны во временных лагерях в Германии и
Австрии оставались миллионы перемещённых лиц, в основном,
граждан СССР. Большинство из них постепенно вернулось на
Родину, но сотни тысяч решили остаться[6]. Это были и бывшие советские
военнопленные, и «восточные рабочие», и
эмигранты «первой волны», ранее жившие в
тех странах Восточной Европы, которые оказались после
окончания войны в советской зоне влияния, и другие.
В 1947 году началось расселение этих людей по
государствам, согласившимся их принять. Первой такой
страной была Бельгия. В дополнение к уже проживавшим в
Бельгии бывшим военнопленным и тем, кто был насильно
вывезен из России во время войны, с мая 1947 года по 1952
год в страну приехало ещё около 15-ти тысяч русскоязычных
перемещённых лиц[7].
Лагерь для перемещенных лиц в Серене (Тийёр), Льеж (1947–1948) |
Окрестности Льежа стали одним из центров их расселения в
Бельгии. Условия жизни в лагерях для перемещенных лиц были
разными. Например, один из таких посёлков, находившийся
примерно в 7 километрах от центра Льежа, был оборудован в
бывших казармах военных лётчиков, и условия проживания там
были удовлетворительными. Но работа в шахтах была крайне
тяжёлой. Шахтёры всё время «ходили под Богом».
Сергей Крикорьян, работавший под землёй в угольном
бассейне Монс-Шарлеруа-Льеж, рассказывает, что условия
работы были средневековые, опасные, труд –
преимущественно ручной, тяжёлый. Слепые лошади тянули
вагонетки с углём на глубине около 600 метров. После
нескольких лет такой работы у многих начинались
заболевания лёгких из-за угольной пыли и сырости.
Шахтёрский же лагерь в Серене, куда после войны приехали
новые советские перемещенные лица, не имел даже сносных
условий для проживания. Елена Бекиш, будущий муж которой
жил в этом лагере и несколько лет работал на местной
шахте, рассказывает, что поселок был очень бедный, с
дощатыми, покосившимися бараками, которые невозможно было
протопить, и в которых было огромное количество клопов. В
одном из таких бараков и располагался в лагере
православный храм.
Слева направо: протоиерей Матфей Андрущенко, протоиерей Валент Роменский, епископ Кассиан (Безобразов), диакон Пётр Черкасов и протоиерей Иоанн Бекиш. Льеж, 1947 год. |
С 1947 по 1950 год в этом храме служил протоиерей Иоанн
Бекиш. Вскоре, по причине многочисленности обитателей
лагеря, ему в помощь в Серен был послан священник Матфей
Андрущенко. Но и вдвоем они не справлялись с окормлением
все возрастающей паствы. В мае 1949 года Бельгию посетил
митрополит Владимир (Тиховницкий)[8]. Современник писал об этом событии:
«Особую радость русским шахтерам в Бельгии
доставил приезд в мае 1949 г. митрополита Владимира
(Тихоницкого). Он посетил рабочий поселок в Форши,
приход в городе Серене… Всюду русские люди
обращались за помощью к митрополиту Владимиру, чтобы он
помог облегчить их тяжелую участь».
После приезда владыки в Льеже, Серене и ближайших
шахтёрских поселках служили уже четыре православных
священника и один диакон: протоиереи Валент Роменский,
Александр Феохари, Иоанн Бекиш, Матфей Андрущенко и диакон
Михаил Милонов. То есть, Льеж в те годы стал одним из
активных центров русской церковной жизни в Бельгии.
Льеж, 1949 г. Сидят, слева направо: прот. Валент Роменский, митр. Владимир (Тихоницкий), архим. Савва (Шимкевич, секретарь Русского экзархата). Стоят: протод. Пётр Светловский, прот. Александр Феохари, прот. Фёдор Устюченков, свящ. Иоанн Плаксин, прот. Иоанн Харченко, прот. Владислав Куликов, прот. Иоанн Бекиш, прот. Матфей Андрущенко, диакон Михаил Апостолов (Милонов). |
На следующей фотографии запечатлён священник Матфей
Андрущенко с группой певчих. Фотография сделана в Серене в
1948-1949 годах. По этой фотографии можно определить, что
основную часть перемещенных лиц составляли молодые люди,
горожане и жители сельской местности, насильственно
вывезенные из Восточной Европы на работы в Третий рейх.
О. Матфей Андрущенко с певчими лагерного храма в Серене, Бельгия. Из архива Свято-Троицкого собора в Торонто. |
Заключение
На многих шахтах угольного бассейна Льеж-Серен работали
русские военнопленные, а позже и оставшиеся в Бельгии
бывшие граждане СССР, угнанные на работы в Западную
Европу. Поэтому исторически обосновано возвести
мемориальный храм около одного из бывших концентрационных
лагерей, как дань памяти всем православным, страдавшим или
погибшим и здесь, в Серене, и во всей Бельгии. Сооружение
такого храма напомнит и о человеколюбии бельгийцев,
помогавшим советским военнопленным, а после войны
приютившим в своей разорённой стране десятки тысяч людей,
не желавших возвращаться в Советский Союз. Таким образом,
это будет памятник нравственному подвигу двух народов, не
смирившихся перед ужасами нацизма, памятник их взаимной
симпатии, гуманизму и христианским чувствам, которые они
сохранили в те годы суровых испытаний.
В этом плане выбор города Серен-Льеж не случаен. Там
находился лагерь военнопленных, а после войны и лагерь для
перемещенных лиц, и при нем ещё в те суровые годы
существовал православный храм. К тому же, в настоящее
время в этом районе проживает большое количество
русскоязычных православных прихожан, которые в 2006 году
объединились в общину под юрисдикцией Московского
Патриархата. На собранные русской диаспорой средства в
Серене был приобретен участок земли для строительства
храма, после чего инициативная группа строительного
комитета подготовила всю архитектурно-техническую
документацию и получила все необходимые разрешения на
строительство.
Архитектурные особенности
будущего храма
Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен) |
Строящийся храм назван в честь
иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный
Источник». Эта икона написана в память о событии,
произошедшем в Константинополе 4 апреля 450 года. Воин
по имени Лев, будущий император Византии, встретил в
роще близ Константинополя, недалеко от «Золотых
ворот», слепого. В этой роще находился источник,
известный своими чудесами. Слепец устал и сбился с
дороги. Лев пожалел его, отвёл под сень деревьев,
усадил отдохнуть, а сам отправился к источнику, чтобы
набрать воды и напоить слепца. Вдруг он услышал голос:
«Лев! Не ищи воды далеко, она здесь
близко». Воин удивился и стал искать воду, но не
смог найти. Когда он прекратил поиски, раздался тот же
голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи,
почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею
жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи
на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это
место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя
Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие
Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное
исцеление от недугов». После того, как Лев
исполнил все, указанное ему, слепец прозрел и
самостоятельно отправился в Константинополь, славя
Богоматерь.
Когда в 457 году Лев 1 стал императором, он не забыл о
явлении и предсказании Божией Матери, назвавшей его за
семь лет до этого царём, приказав очистить источник и
построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его
храмом Богородицы «Живоносный Источник». Позже
этот образ стал считаться покровителем всех несчастных и
униженных: больных, изгнанников, бездомных, пленных,
презренных, немощных.
Цокольный этаж храма представляет собой три арки,
означающие главные добродетели христианства: Веру, Надежду
и Любовь, посредством которых человек восходит к Царству
Небесному. Так же это и образ Святой Троицы, открывающей
людям истину о спасении и призывающей людей в сакральное
пространство храма.
Следующий уровень отличается большим количеством световых
проемов – окон. По замыслу архитектора – это
образ Царства Небесного, где нет тьмы, и всё пронизано
светом Агнца.
Выше располагается звонница в стиле псковской архитектуры,
встроенная в храм. Вокруг звонницы расположена внутренняя
галерея храма. Это мемориальное пространство. Здесь по
периметру галереи будут установлены специальные плиты, на
которых высечены имена всех военнопленных, погибших в
лагере в Серене, а так же всех советских солдат,
погребённых на многочисленных кладбищах Бельгии. Списки их
в настоящее время дорабатываются и
пополняются.
Плиты с именами погибших символизируют всех павших в
Бельгии наших соотечественников, чьи имена известны и
неизвестны. Это дань памяти им от благодарной России.
Пройти на галерею будет возможно только через сам храм и
только в определённое время (когда есть богослужения).
Массивный купол над звонницей символизирует Единого Бога
– Создателя мира, а над куполом возвышается крест
– символ нашего спасения.
Призыв к участию
Традиция постройки храмов-памятников в России восходит к
давним временам. При этих храмах покоились останки
полководцев и воинов. Самым известным таким храмом
является
Храм Христа Спасителя в Москве, воздвигнутый в память
о всех убиенных в Отечественной войне 1812 года. Из более
древних – знаменитый Покровский собор, ставший
символом Москвы, который в народе называют Собором Василия
Блаженного. Это храм-памятник победы над Казанским
ханством. Можно упомянуть также храм в честь преподобного
Сергия Радонежского, воздвигнутый на Куликовом поле, храм
святого Сампсона, построенный в честь победы под Полтавой.
Среди храмов Русского Зарубежья наиболее известен
знаменитый Собор Александра Невского, – украшение
города Софии – воздвигнутый в память об освобождении
Болгарии от Османского ига. В западной Европе
храмы-памятники существуют в Ницце, Биаррице, Сан-Ремо,
Брюсселе.
Следует отметить, что за неполные 70 лет, прошедшие после
окончания Второй Мировой войны, в Западной Европе не было
построено ни одного храма-памятника героически погибшим
советским воинам и военнопленным. Хотя мемориалов,
посвященных подвигу советского солдата, в странах Европы
(особенно в странах, находившихся в зоне влияния СССР)
существует немало. Не умаляя их значения, следует сказать,
что пришло время воссоздать вековую традицию России
ставить в тех местах, где пали ее герои, храмы-памятники.
Сейчас такой момент наступил. Мы должны воздвигнуть храм в
память о наших павших братьях и отцах, тем самым воздав им
сыновний христианский долг так, как это делали наши
предки.
Желающие участвовать в строительстве храма-памятника
павшим советским воинам и военнопленным в Западной Европе
на месте бывшего концентрационного лагеря в бельгийском
городе Льеже (Серене) могут перечислить свои пожертвования
на счёт в рублях:
Наименование банка: ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
г. МОСКВА
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
Получатель: Недосекин Павел Владимирович
Статус получателя платежа: Резидент РФ
Номер счёта 40817810238065628194
Назначение платежа «храм-памятник»
Пожертвования в евро можно перечислить:
Наименование банка: FINTRO,
Watermael-Boitfort, Bruxelles. Belgique
BIC GEBABEBB
IBAN BE36 1428 5804 8281
Название счёта: Achat et
Reparations Eglise Russe
(«Покупка и перестройка Русской
Церкви»)
Дань памяти
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/62721.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif