Какой видели Святую Землю Господь и
апостолы
– Святые отцы говорят, что нельзя в
полноте воспринять Новый
Завет, не зная Ветхого. Посещаете ли вы с паломниками
и ветхозаветные места?
<!—
—>
– Когда в Новом Завете говорится о Писании, речь
идет о Завете Ветхом, поскольку Новый Завет еще только
составлялся. Когда в Евангелии говорится о храме, речь
идет не о храме Гроба Господня, как считают сегодня многие
паломники (его не было еще тогда!), а об Иерусалимском
храме, который стоял на Храмовой горе.
Так что для первых учеников Спасителя Ветхий Завет и всё,
что было связано с ним на Святой Земле, – это была
та реальность, в которой они жили. Поэтому, когда мы хотим
посмотреть на Святую Землю теми глазами, которыми смотрели
ученики Господа, мы должны хоть в какой-то мере иметь
багаж, который был у них, и в первую очередь знание
Священного Писания. Знание Ветхого Завета позволяет нам
лучше понять Новый Завет как таковой и то, что с ним
связано на Святой Земле.
– Святые места, которые мы посещаем, это
действительно в точности те самые места евангельских
событий? Как их идентифицируют?
– Стремиться к точности – свойство
человеческой натуры. Если вы откроете протестантские
журналы о Святой Земле, там сказано: «Голгофа и
место Вознесения находятся не там, где считают
православные и католики, но мы вам точно покажем,
где». Независимо от конфессии, человеку интересно
знать, «где же это было». И архимандрит
Порфирий (Успенский), живший на Святой Земле в 40-е годы
XIX века, при описании споров между православными и
католиками о месте Преображения Господня вопрошает:
«Неужели на одном аршине земли была видна слава
Спасителя?! Вся Фаворская гора священна!» Так что, с
одной стороны, интересно знать, где именно произошло
Преображение вплоть до аршина земли, но с другой – в
точности мы этого не знаем. И русское духовенство на
Святой Земле это ничуть не смущало.
Архимандрит Антонин (Капустин) устраивает Горненский
монастырь вблизи Иерусалима на месте града Иудина, где
жили родители Иоанна Предтечи, куда пришла Матерь Божия.
Его оспаривает его преемник архимандрит Леонид (Сенцов) и
покупает на полпути из Иерусалима в Хеврон другой участок,
«Бейт-Захар», со временем утерянный (сейчас
там устроена израильская военная база).
<!—
Кесария Палестинская |
—>
Мы знаем местонахождение основных городов. Иерусалим
находится именно там, где он находился в евангельское
время. То же можно сказать о многих больших раскопках,
которые проводились в XIX–XX столетиях, например о
Кесарии. Это город к северу от нынешнего Тель-Авива,
неподалеку от международного израильского аэропорта
«Бен-Гурион». Паломники редко посещают
Кесарию. А ведь именно отсюда апостолы и Матерь Божия
отправлялись в свои путешествия. Здесь находился основной
международный порт иродовой, а потом римской и
византийской Палестины. Апостол Павел в Кесарии провел два
года, будучи заключенным в тюрьму. В Кесарии находился
дворец Понтия Пилата. Так что это место было
непосредственно связано с евангельскими событиями и с
последующей церковной историей на Святой Земле.
Первенствующая кафедра на Святой Земле – Иерусалим,
Иерусалимский архиерей является патриархом, Иерусалимский
Патриархат – один из пяти древнейших в Православной
Церкви. Но до Халкидонского собора (V век) главная кафедра
находилась в Кесарии, и Иерусалимский епископ подчинялся
Кесарийскому митрополиту. Почему? Это был реальный центр
области. Немало удивительных людей византийского времени
жило в этих местах. Отсюда происходил византийский историк
Прокопий, автор «Церковной истории» Евсевий
был Кесарийским архиереем.
Как идентифицируют святые места? Есть два способа. Первый
– местное предание. Когда это предание восходит ко
времени события, можно сказать, что оно надежно. Если оно
новое, то есть сомнения. Что значит «новое»? В
XII веке на Святой Земле правили крестоносцы, которые
расспрашивали местное население о том, где что находилось.
Естественно, информация местных жителей, не имеющих
отношения к тому, что было в I веке,
«отредактирована» их собственной,
мусульманской традицией. Францисканские археологи,
проводившие раскопки мест ранних иудео-христианских
собраний, исходили из того, что если христиане продолжают
собираться в Капернауме в первые века, то возможно, это
место восходит к апостольскому времени. Нередко бывало,
что византийский христианский храм, как в Назарете или
Табхе, строился на месте иудео-христианской синагоги
евангельской эпохи.
Второй способ – научное исследование. Этому методу
следовала императрица Елена, мать императора Константина.
Но мы знаем, что зачастую у одного ученого одна концепция,
у другого – другая, и можно представить, что в IV
веке ситуация была не лучше. Поэтому необходимо сочетать
живую традицию с научными исследованиями. Тогда понимаешь,
что Крестный путь в Иерусалиме имел этот вектор, но
расположение улиц и места домов были иными, потому что
план нынешнего Иерусалима мало походит на план Иерусалима
евангельского.
В 70 году был разрушен Иерусалимский храм. Последняя его
перестройка до разрушения относится ко времени Ирода
Великого (который называется, как и многие правители,
Великим за свою колоссальную строительную деятельность, а
вовсе не за моральные качества). От иродовой перестройки
сохранилась часть западной стены, в народной традиции
– «Стена плача», которая примерно с XVII
столетия воспринимается как главная иудейская святыня
Иерусалима. Для православных «Стена плача»
интересна тем, что это одно из немногих рукотворных мест в
Иерусалиме, которые видел Своими глазами Господь.
По сохранившейся стене храма можно судить о масштабах
города евангельского времени: если стена построена из
таких гигантских многотонных камней, сколь величественным
был Иерусалим!
– Действительно, «Стена
плача» сегодня представляет интерес и для иудеев, и
для христиан. Не вступает ли, на ваш взгляд, в
противоречие с нашей верой посещение тех святых мест,
которые сейчас принадлежат иудеям или
мусульманам?
– Это серьезный вопрос, на который однозначного
ответа нет. Для нас было бы замечательно, чтобы вся Святая
Земля была исключительно православным местом. Точно так же
многие иудеи предпочли бы, чтобы там никого не было, кроме
них. И мусульмане – тоже. Вспоминаю слова нашего
водителя-мусульманина: «Ты представляешь, что они
затеяли?! Синагогу в Старом городе строить!»
Переспрашиваю: «Так там же евреи живут?!» А
он: «Пусть строят, где хотят, хоть в Америке, но
ведь Иерусалим – наше святое мусульманское
место!»
<!—
Стена плача. Иерусалим. Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru |
—>
На Святой Земле всегда жили разные народы, исповедовавшие
разные веры. Святая Земля была мостом, который связывал
сверхдержавы древности – Египет, Сирию, Месопотамию.
Через этот узкий перешеек шли толпы переселенцев, кто-то
здесь задерживался. Поэтому невозможны были ни мирная
обстановка, ни мононациональное государство. Вот мы и
сталкиваемся с ситуацией, что те места, которые для нас
важны, нередко принадлежат инославным или представителям
других религий, которые их тоже почитают как свои святые
места или даже устроили в них свои дома молитвы. Как нам к
этому относиться? Пожалуй, самым ярким для меня примером
является место, которое я очень люблю, – гробницы
праотцев в Хевроне.
Царь Ирод построил еще в I веке гигантский
«τέμενος»
над местом погребения праотцев. Именно там похоронены
Авраам, Исаак, Иаков, их жены. Рядом археологи раскопали
ту часть Хеврона, где был город во времена Авраама: можно
подойти к вратам, опереться на камень, на который опирался
Авраам, отряхивая пыль со своих сандалий, когда почти
четыре тысячелетия назад входил в Хеврон. Это самое начало
не просто библейской истории, а единобожия на историческом
этапе. В византийское время там стоял храм, при
крестоносцах тоже. И в XIX столетии туда заходили русские
паломники. Сейчас Хеврон – место радикального
исламского города и сурового иудейского поселения.
Махпела, гробница праотцев, поделена между иудеями и
мусульманами. Стоит ли посещать ее? Несомненно. Но можно
ли привести в Хеврон группу паломников? Технически это
мало реально.
Место Иерусалимского храма – Храмовая гора –
сегодня является важнейшей мусульманской святыней в
Иерусалиме. Туда нельзя попасть ни с каким предметом,
который используется при общественном христианском или
иудейском богослужении. Ты можешь идти туда с нательным
крестом, но с большим крестом туда не попасть. Ни иконы,
ни Библию, ни Тору туда не пронести, потому что мусульмане
боятся, что будет отслужен молебен или совершена иудейская
молитва. Значит ли это, что нам туда не нужно идти? Ведь
это место храма, где был Господь! Когда мы читаем в Библии
о храме, который построил Соломон, то это храм, который
стоял на Храмовой горе. Когда мы говорим, что храм был
разрушен и древние евреи уведены в вавилонский плен, речь
об этом же храме. Когда через 70 лет после вавилонского
плена евреи вернулись на Святую Землю и восстановили храм,
речь идет снова об этом храме. И Святая святых находилась
там, и Введение Божией Матери во храм, и события Сретения
тоже происходили там, и храмовая «завеса
раздрася» во время Распятия Господа именно в
Иерусалимском храме на Храмовой горе. Так что, на мой
взгляд, посетить Храмовую гору стоит.
Немало святых для нас мест принадлежат католикам. Старые
гефсиманские оливковые деревья находятся на католической
территории. Тем не менее мы посещаем это место, ведь там
молился и был арестован Господь, оттуда Он начал Свой
Крестный путь.
Советы паломникам по Святым местам
– Вы много лет водите паломников по
Святой Земле. Что бы вы посоветовали посетить из того, что
обычно остается за рамками программ паломнических
агентств?
– Пока человек живет в Иерусалиме, ему есть смысл
посетить то, что находится недалеко от Иерусалима: заехать
в лавру Саввы Освященного, посетить монастыри в ущелье
Вади-Кельт, раскопки монастыря Евфимия Великого –
учителя преподобного Саввы, обители Харитона Исповедника,
Григория Хозевита, монастырь Мартирия, патриарха
Иерусалимского.
<!—
Монастырь прп. Саввы Освященного. Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru |
—>
Стоит погулять и по природным заповедникам: Эйн-Геди на
берегах Мертвого моря – настоящий оазис в пустыне,
связанный с библейскими событиями (там скрывался от царя
Саула Давид, бывал Соломон), Неот Кедумим –
заповедник библейских растений, Иерусалимский зоопарк
библейских животных, природный заповедник Баниас на
Голанах (место исповедания апостола Петра, здесь находятся
истоки Иордана и можно увидеть зайчиков –
«шафанов», которые упоминаются в псалмах).
Посетите и музеи: в самом Иерусалиме «Башню
Давида» вблизи Яффских ворот – музей истории
Иерусалима, простой, но хорошо сделанный; из него
замечательный вид и на весь Старый город, и на западный
Иерусалим. Музей Израиля интересен своей археологической
экспозицией. Всё, что выкопано на Святой Земле во второй
половине XX века, по большей части представлено там, в том
числе христианские находки. Археологические находки первой
половины XX века выставлены в Музее Рокфеллера вблизи
Старого города. За пределами Иерусалима по пути в Иерихон
не пропустите Музей мозаик, где собраны мозаики из Иудеи,
Самарии и Газы.
Из археологических раскопок я бы советовал посмотреть те,
что ведутся израильским христианским археологом Яной
Чехановец на парковке Гевати в Иерусалиме, где
представлены все пласты истории города от библейских до
римских времен, византийского и раннеарабского периода. А
из мест, уже раскопанных, – Кесарию, Иерихон,
Кумран, Иппос и Скифополь. Иерихон (помните выражение
«трубить, как труба иерихонская»?) –
древнейший город на Ближнем Востоке, где впервые перешли к
земледельческому образу жизни. Он был разрушен древними
евреями после перехода через Иордан. В Кумране в середине
XX века была найдена древнейшая библиотека евангельского
времени, «рукописи Мертвого моря», датируемые
II веком до н.э. – I веком н.э. В кодексах
представлены тексты ветхозаветные и
«кумранские», связанные с общиной ессеев (к
которой на каком-то этапе принадлежал Иоанн Креститель).
Сегодня «рукописи Мертвого моря» хранятся в
одном из иерусалимских музеев, около «Музея
Израиля», а пещеры, где рукописи были найдены,
доступны для обозрения.
Из галилейских мест значителен византийский город Иппос,
на иврите – Сусита, раскопанный в XX столетии. Этот
греческий языческий город, один из городов евангельского
Десятиградия, находился в стране Гадаринской. Возможно,
оттуда происходили люди, державшие свиней, в которых
вселились бесы. До нашего времени сохранился акрополь и
несколько византийских храмов. Епископ Иппоса
Палестинского участвовал в I Вселенском Соборе. Ты входишь
в городские ворота, идешь по дороге и видишь то, что видел
этот епископ, направляясь на Собор, проходивший в
присутствии Константина Великого. Сохранились основания
престолов византийских храмов, некоторые из них с
ковчежцами для мощей. Несколько лет назад был раскопан
античный театр на склоне холма. На закате замечателен вид
оттуда на Фаворскую гору и всё Галилейское озеро. Стоит
посетить также и Скифополис, или Бейт-Шеан, один из
крупнейших археологических парков в Израиле,
древнееврейский, а затем языческий античный и, позже,
византийский христианский город. На стенах этого города
был некогда повешен царь Саул, и Давид приходил его
снимать.
<!—
—>
И совершенно замечательно во время паломничества обращать
внимание не только на рукотворные места, но и на
нерукотворные: когда мы оказываемся в Иудейской пустыне,
вблизи места Крещения Господня или на берегу Галилейского
озера, мы видим то, что видел Господь и Его ученики.
Галилейское озеро не изменилось, две тысячи лет –
небольшой срок. Холмы вокруг – это те холмы, которые
тогда уже были, и голубое небо – это то небо,
которое видели Господь и Его ученики.
Очень удивляет многих паломников и меня потрясло в свое
время: Святая Земля –небольшая провинциальная
страна, масштаб Святой Земли – масштаб Московской
области. При этом все евангельские события произошли
именно здесь. Царь мира родился в таких простых, невеликих
местах!
– Отец Александр, что Святая Земля,
жизнь на Святой Земле для вас?
– Когда я впервые оказался на Святой Земле в 1993
году, меня поразило, что те города, которые я воспринимал
по Священному Писанию как места древних, давно минувших
событий, – это реальные города, где люди живут и
сегодня. Ты едешь по Галилейской дороге в сторону Фавора и
видишь указатель на селение Наин. И понимаешь, что вот так
же Господь шел по этой дороге и так же под горой
находилось селение, через которое пролегал Его путь. Пусть
сейчас это селение мусульманское, но всё равно жизнь
продолжается. На Святой Земле уживаются самые разные люди.
Когда ты спускаешься из Иерусалима в сторону Мертвого
моря, едешь через бедуинские деревни, с левой стороны от
дороги находится израильское поселение, где половина
жителей – франкоязычные евреи. Позади виднеется
колокольня русского православного монастыря, рядом с
которым высится колокольня лютеранской церкви. А в стороне
– Иерусалимский университет, первую лекцию в котором
прочел Альберт Эйнштейн. Так что на одном клочке земли
соседствуют бедуины, русская церковь, франкоговорящие
евреи, немцы, израильские ученые. Все эти люди живут
вместе, и удивительно не то, что в такой ситуации есть
конфликты, а то, что столь разные общины в принципе могут
более-менее мирно жить.
Однажды я ехал в гости к друзьям, которые живут в старом
городе, опаздывал и объяснял им по телефону, что сейчас
проезжаю мимо Гефсимании, припаркуюсь на Сионской горе и
скоро приду. Это действительно было изложением моего
маршрута. Потом я положил трубку и подумал: невероятно,
здесь Господь молился перед Своими страданиями, здесь
возвышались стены Иерусалима… Вот уже более десяти
лет я на Святой Земле, но ощущение радости не проходит!
– Что бы вы пожелали паломникам, которые
собираются на Святую Землю?
– Пусть паломничество, которое мы совершаем в
Иерусалим земной, станет частью паломничества, которое все
мы совершаем в Иерусалим Небесный.
Пусть оно будет не просто посещением новой страны,
замечательной, солнечной и интересной, но частью нашего
пути к Господу.
От Иерусалима земного к Небесному. Часть 2
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/64369.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif