Мы станем действительно великой страной при соблюдении одного только условия: если мы сохраним верность Богу и любовь к своему Отечеству. ***

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.ru
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.ru

Всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу – оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, – временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление царской семьи!.. Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе то, что произошло с нашим Отечеством в ХХ веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу. Из слова после освящения закладного камня на месте строительства храма Державной иконы Божией Материв монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме Екатеринбургская епархия, 18 мая 2013 г. *** Если посмотреть на результат, на то, что за эти 400 лет произошло, то мы видим, как из обычного мононационального государства с небольшим присутствием инославия и иных этносов Россия превратилась в огромную семью народов, соединенную народом русским и верой православной… Невозможно строить человеческое счастье на убийствах, на лжи, на кровопролитной борьбе. Невозможно построить благополучие через кровь и ложь. Те, кто убивал здесь царскую семью, считали, что поступают праведно: «нужно стереть с лица земли эту семью, а с ней – и память о прошлой России»; мол, в присутствии этих живых символов невозможно идти вперед – нужно все уничтожить, разрушить этот мир до основания, а потом построить другой, который, конечно, будет счастливым. Мы знаем, что ничего не получилось. И мистически прозреваем, что не получилось потому, что и здесь пролилась неправедно кровь, как потом она реками проливалась на нашей земле… Мы никогда не достигнем своих целей, никогда не обретем счастья, если будем бороться за счастье ложью, лживой пропагандой, коварством и убийствами. Вот какой главный смысл открывается нам в трагедии Ипатьевского дома. Из слова у Храма-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге, 18 мая 2013 г. *** Настало время, как оно настало для Иосифа и Никодима, открыто говорить о своей вере, как настало время для нашего народа открыто исповедовать свою веру, никого не стесняться, никого не бояться. Мы у себя дома, мы на своей родной земле, мы живем в православной России, и потому открытое исповедание веры является сегодня нашим долгом… Мы должны помнить об уроках прошлого, мы должны призывать в молитве святых страстотерпцев, которые жизнь свою отдали со смирением и любовью к людям. И верим, что Господь по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам мучеников и исповедников Российских приклонит милость к нам – свободным наследникам того прошлого, в котором они жили, и поможет нам обустраивать жизнь личную, семейную, общественную, государственную таким образом, чтобы величайшие духовные идеалы, провозглашенные Спасителем, утверждались в нашем народе, подлинно преобразуя изнутри жизнь каждого и все наше Отечество. Из слова по окончании всенощного бдения в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга, 18 мая 2013 г. *** Сегодня, в информационную эпоху, человек особенно подвержен влиянию извне. И это воздействие зачастую является негативным и ведет к разрушению личности. Люди, погруженные в пучину каждодневных забот, забывают о Боге, не задумываются о цели своего существования, проводя всю свою жизнь в земных хлопотах и концентрируясь лишь на получении материальных благ. Чтобы помочь им обрести подлинный смысл бытия, уберечь от соблазнов, Церковь призвана возвышать свой голос среди мирской суеты, неустанно возвещать правду Божию, приобщая людей ко Христу. Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Диодору (Исаеву), епископу Мелекесскому и Чердаклинскому, в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, 19 мая 2013 г. *** Кто же сохранил веру в нашей стране? Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись… Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру… Иногда люди, которые помогают Церкви, а потом вдруг сталкиваются с какими-то материальными неудачами, приходят с недоумением и спрашивают: «Как же так: Церкви помогал, а чего-то лишился, дело пошло не лучше, а хуже?» Таких людей порой трудно убедить, что вера – это не лотерея, это не выигрыш билета, который моментально и навсегда дает благополучие. Вера – это жизнь с Богом, а Бог проводит через радости и скорби, иногда испытывая нашу веру, и, наверное, каждый в глубине души, покопавшись в своей собственной истории, может сказать, что и он проходил через такое испытание… Царская семья сохранила веру в Бога, преданность Господу. Никакого ропота ни на Бога, ни на гонителей. То, что мы знаем о последних днях жизни этой семьи, поражает подлинно христианским отношением к скорбям, к оскорблениям и даже к смерти. Они простили своих гонителей и убийц. В подвале Ипатьевского дома они должны были уйти в небытие, о них никто не должен был вспоминать, поэтому и прах их должен был быть уничтожен. Но ведь не получилось! Вера и верность Богу всегда соединялись с любовью к Отечеству, заботой о своем народе и о своей стране. Вот почему православная вера всегда – на примере святых угодников и Царственных страстотерпцев – учит людей любви к своей стране и к своему народу, верности Господу, верности Его Промыслу, преданности Ему даже до смерти. Мы станем действительно великой страной при соблюдении одного только условия: если мы сохраним верность Богу и любовь к своему Отечеству. Тогда никакие соблазны, никакие посулы, никакие обещания красивой жизни не соблазнят нас, если в обмен за это от нас потребуется отречение от Бога, от Церкви и предание принципиальных, глубинных интересов Отечества и народа. Из слова после Литургии в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, 19 мая 2013 г. *** Настоящее искусство, волнуя сердце человека, призывает его к нравственному самосовершенствованию, облагораживает и возвышает душу, учит видеть и ценить прекрасное. Из приветствия участникам X Международного фестиваля «Москва встречает друзей» 20 мая 2013 г. *** Торжественно отмечая праздник Пасхи Христовой, мы не должны забывать о том, что многие наши братья и сестры во Христе не смогли насладиться этой вселенской радостью, так как почти каждый день они становятся жертвами насилия и агрессии со стороны воинствующих экстремистов. Несмотря на все предпринимаемые усилия, продолжают оставаться в руках боевиков захваченные 24 апреля сего года сирийские иерархи: митрополит Алеппский и Александреттский Павел и митрополит мар Григорий Иоанн Ибрагим… В нынешнем году отмечается 1025-летие Крещения Руси. Мы вспоминаем событие, на века определившее историческое развитие восточнославянского христианского мира, культуру и менталитет братских народов России, Украины и Беларуси, сформировавшее основу их государственности… Церкви удалось сохранить духовное единство народов – наследников Киевской купели. И предстоящие торжества призваны еще раз подчеркнуть этот важный факт. Из слова на Пасхальном приеме в МИДе, 21 мая 2013 г. *** Каждый человек обладает религиозным чувством. Религиозное чувство соприродно человеку, то есть является частью его природы, подобно тому, как и нравственное чувство является частью нашей природы. Нет человека без нравственного чувства, нет и без религиозного чувства… Религиозное чувство может быть заглушено в человеке или разрушено, так же как и нравственное чувство. Мы же знаем людей с прожженной совестью, когда всякая нравственная основа разрушена. Вот так же могут быть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, но не потому, что они не имели его от рождения, а потому, что рукотворно, сознательно или несознательно, сами разрушили в себе это чувство… Спастись – это означает быть с Богом, вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет тому назад, живешь ты сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, правой веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство и реализуя его через веру истинную, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса… Мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю, который есть правило веры, о том, чтобы по его молитвам Господь не переставал приклонять милость к нам, чадам исторической Руси – России, Украины, Белоруссии, других стран, которые связаны с Киевской купелью Крещения. Чтобы Господь укреплял народ наш в истинной вере, в способности, если нужно, эту веру защищать, в способности, если нужно, идти против течения, чтобы, сохраняя веру, сохранять самою возможность жить с Богом. Из слова после Литургии в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, 22 мая 2013 г. *** Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в Божественном Откровении. Александр Сергеевич Пушкин говорил о том, что гений должен стремиться к Небу. Именно эта устремленность к Небу, напряженные размышления о Боге, о Его творении, о человеке, о поисках Бога, о взаимоотношениях человека с Богом, непрестанные поиски Истины стали чертами, которые определили своеобразие русской литературы и поставили ее в ряд важнейших явлений мировой культуры… К сожалению, если посмотреть на издания, которые пользуются наибольшим спросом, то можно смело сказать, что в этих изданиях как раз мы не найдем подлинных ценностей и связей с той великой нравственной и культурной традицией, которая так блестяще была представлена в классической русской литературе. Современная массовая культура, получившая название постмодернистской, есть не что иное, как культура относительности, культура антиценностей. Когда ценности становятся относительными, то они превращаются в антиценности. Эта литература не принимает сакрального измерения человеческой жизни, она выхолащивает сакральное и разрушает традиционные нравственные ориентиры. Нередко в этой литературе размываются границы добра и зла настолько, что от нее веет духом апокалипсиса… Жизнеспособно лишь то, что несет в себе добро, что оплодотворяет личность и общество. И доказательство тому – богатое культурное наследие, оставленное нам великими славянскими первоучителями… Замечательный лозунг: «Вперед – к отцам»… Не назад в прошлое призывал вернуться в том числе и отец Георгий Флоровский, а, творчески усвоив опыт святых подвижников, устремиться в будущее. Убежден: такая модель приложима и к литературе, и ко всей культуре в целом. Подобное осмысление приведет и к появлению новых замечательных литературных направлений и течений, обновит интеллектуальную и духовную жизнь общества… Из слова на церемонии вручения Литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия 22 мая 2013 г. *** Святые братья (Кирилл и Мефодий. – Ред.) заложили основу духовного бытия славян, передали нашим предкам великое сокровище святой православной веры. Благодарность за подвиг «словенских учителей» неизменно пребывает в наших сердцах… Из слова после Литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, 24 мая 2013 г. ***

Крестный ход от Успенского собора к памятнику святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади. 24 мая 2013 года. Фото: Патриархия.Ru
Крестный ход от Успенского собора к памятнику святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади. 24 мая 2013 года. Фото: Патриархия.Ru

С того самого момента начала развиваться славянская культура, письменность, образованность. Мы знаем, что фундаментом этой культуры было слово Божие, а значит, нравственным фундаментом, основой нашей культуры были те великие нравственные истины, которые Бог пожелал открыть людям. И в том, что эта истина, эта мудрость не человеческая, а Божественная, убеждает нас вся последующая история… Верим, что покуда будем основываться на этих фундаментальных нравственных ценностях, покуда не соблазнимся, не впадем в грех, не растопчем свои святые истоки, не разорим свою историю, но сохраним свое религиозное национальное самосознание, до тех пор мы будем существовать как народ независимый, духовно сильный, способный не только оплодотворять свою собственную жизнь, но и оказывать духовное влияние на других. Из слова после молебна у памятника святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади Москвы, 24 мая 2013 г. *** Замечательно, что первое, что сделали братья Кирилл и Мефодий, – перевели на славянский язык и положили на эту азбуку слова Библии. А это значит, что в истоках нашей культуры – высочайшие духовные идеалы. И то, что потом появилось: литература, поэзия, в том числе и песенная поэзия, – все это, в конце концов, оттуда. Совершенно не случайно, и многие из вас знают, что в Церкви мы молимся тоже посредством песни, мы поем песни, которые называем песнопениями. Но многие из вас также знают, что иногда и простая песня становится молитвой. Это знают очень многие люди, которые прошли через трудные обстоятельства своей жизни, это хорошо знают народы. Из слова перед началом праздничного концерта на Красной площади в День славянской письменности и культуры 24 мая 2013 г. *** Приходская деятельность в сфере нравственного и патриотического воспитания юношества является исключительно важной. В условиях, когда подрастающее поколение испытывает негативное влияние различных деструктивных факторов, подобная работа призвана способствовать выработке у молодых людей четких моральных критериев, умения противостоять душевредным веяниям времени. Мы ответственны за то, чтобы наше юношество стремилось употреблять все дарованные Богом таланты во благо Церкви, Отечества и ближних, «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29). Из приветствия участникам VII Международного молодежного форума «Вера и дело» 25 мая 2013 г. *** Выражаю надежду на то, что каждый, кто будет приходить сюда, к этому месту (к памятнику священномученику Ермогену. – Ред.), невольно задумается о причинах, почему здесь, у Кремлевской стены, стоит этот величественный памятник. Может быть, многих это заставит обратиться к тем героическим страницам истории, на которых написана великая победа нашего народа в одной из самых страшных исторических трагедий. Дай Бог, чтобы через воздвижение этого памятника в центре Первопрестольного града укреплялась любовь к Отечеству в сердцах наших граждан, укреплялась вера православная, укреплялось желание и стремление делать все для того, чтобы развивалась жизнь страны. Из слова после освящения памятника священномученику Ермогену у стен Московского Кремля, 25 мая 2013 г.

Предыдущая публикация
«
Следующая публикация
»