Пророк Илия
Пророк Илия

Кто
не знает пророка Илию? Мне кажется, его знают все,
даже атеисты. Однако Ветхий Завет относит его к
такому далекому прошлому, что он становится
совершенно недосягаемым для нас. В памяти большинства
людей ассоциативный ряд, связанный с этим
уникальнейшим человеком, оказывается либо
полусказочным: если гремит гром — это
«Илья пророк по небу на колеснице едет»,
либо совершенно бытовым: «Илья пророк —
косьбе срок». Вот, собственно, и все.

Так кто же он на самом деле, пророк Илия? Он —
святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450
лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не
умирал. Он — ветхозаветный праведник, но открывает
удивительную новую правду о Боге.

Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в
современных категориях. Он жил почти три тысячи лет назад.
Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от
родной веры. По имени называли себя израильтянами, по
образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство,
безбожие, цинизм и несправедливость. Неправда ли, очень
напоминает нашу современность?

А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам
ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех
граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то
удивительным образом его не положили в психиатрическую
больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не
посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он
ненормальный, но лучше его не трогать.

Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян
засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это
время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не
было. Не было и дождя.

Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от
засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон
приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил
Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей
благочестивой вдове. «Много вдов было в Израиле во
дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть
месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и
ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в
Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26), —
сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь
веры еврейского народа. То есть, не нашлось во всем
богоизбранном народе достаточно благочестивого человека,
чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но
и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя
для своего служителя. Но Бог нелицеприятен, и смиренная
вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия,
оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие
«сынов Авраама».

Как же узнаем мы о смирении бедной вдовы? По первым
словам, произнесенным ею: «Жив Господь Бог твой! у
меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в
кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена
два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына
моего; съедим это и умрем» (3 Цар.17:12).
Посмотрите: «Жив Господь Бог твой».
Женщина верует в истинного Бога и признает Его Господом,
Творцом Неба и земли. Знает в лицо пророка, потому что
даже не спрашивает у него, кто он. И при этом она смиренно
ставит себя вне «законных» почитателей Бога,
вне народа еврейского, подчеркивая это словом
«твой». И далее, когда Илия уверяет ее именем
Божьим, что ради него, пророка, мука и масло в ее доме не
кончатся, пока не отступит голод, вдова не перечит, не
сомневается, но тут же исполняет сказанное ей. Воистину,
она — ветхозаветная «самарянка» и
достойна всяческого уважения.

Тем временем уже четвертый год продолжается засуха. В
стране такой голод, что даже царю нечем кормить и поить
свой скот. И вот израильский царь — нечестивый
идолопоклонник Ахав — решил поискать новые пастбища
и воду для своих лошадей. И тут ему донесли, что пророк
Илия желает видеть его. И, как сказано в Библии,
«пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар.18:16). Как
скуп летописец на слова! Впрочем, во многих местах
библейский язык чрезвычайно сдержан. За этой краткой
констатацией факта мне видится намного большее. Как может
царь «пойти»? Как вообще царь
«выходит» и «идет»? И из других
библейских текстов, и из нашей жизни мы знаем, что
правитель не ходит один — его окружает свита,
оруженосцы, стража. И употребление глагола единственного
числа в данном случае — простая метафора. Логично
предположить, что и здесь Ахав «пошел»
навстречу Илии не один, а в окружении свиты. Так вот,
попробуем представить себе это, но, чтобы нам было проще и
удобнее понять полноту картины — представим, как бы
это выглядело сейчас. На большой скорости двигается кортеж
с мигалками, впереди и сзади — полицейские
мотоциклы, в центре — бронированный лимузин с
тонированными стеклами. Посреди дороги вырастает одинокий
силуэт Илии. И процессия останавливается! Кто из
современных духовных авторитетов может своим появлением
остановить президентский кортеж? Я не имею в виду
церковных иерархов. Я имею в виду авторитет
духа. Я, к сожалению, не знаю таких. Из лимузина
выходит… Ахав. «Ты ли это, смущающий
Израиля?» (3 Цар.18:17) — говорит Ахав, а его
телохранители в пиджаках и галстуках смотрят на пророка
озлобленно и боязливо. «Не я смущаю Израиля, а ты и
дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и
идете вслед Ваалам» (3 Цар.18:18), — отвечает
пророк. К кому из нынешних правителей мира нельзя
приложить этих слов? К сожалению, я не знаю таких. Мне
кажется, что когда пророк произносил эти слова, взор его
горел огнем, а лик был светел, как лик Моисея, ибо
Божественная ревность разжигала его сердце.

Святой предложил царю испытание: он, Илия, встретится со
служителями Ваала на горе Кармил с тем, чтобы каждая
сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет
огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек
— врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять
святому Илии. 450 ванг, блаватских, глоб, малаховых и
копперфильдов. С утра до вечера пророки Вааловы молились
своим богам, читали мантры, и в бесновании кололи себя
ножами. Наверняка, среди них были и настоящие колдуны (не
все же жулики!), имеющие у себя в подчинении демонов.
Вероятно, в другое время они и могли совершать
разнообразные «знамения» и
«чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы
Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и
упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В
стороне стоял святой Илия и потешался над пророками Ваала,
скачущими вокруг жертвенника: «Кричите громким
голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят
чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он
проснется!» (3 Цар.18:27).

Когда наступила его очередь молиться, святой Илия устроил
из камней жертвенник, разложил дрова, приготовил тельца,
ископал ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще
более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его
немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и
тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. И весь
собравшийся народ упал ниц, восклицая: «Господь есть
Бог!»

О, немощный в вере еврейский народ! Сколько раз ты
восклицал так, и уже через мгновение предавал Господа
своего. Так было при Синайской горе, когда Моисей замедлил
на вершине, и люди не усомнились сделать себе литого
идола. Так было и после разделения еврейского царства на
Иудейское и Израильское, когда Израильский царь Иеровоам
поставил двух золотых тельцов, чтобы отвлечь подданных от
Иерусалимского храма. И не возмутился народ, что его
отвлекают от Бога Вседержителя к бесам, не устроил ни
восстания, ни революции, но совершенно спокойно сменил
объект поклонения. Насколько же им было все равно! А ведь
они имели достоверное учение об ангелах и бесах и знали
всю правду о «богах серебряных и золотых».
Только мало верили этому учению… Так было и потом,
при Христе Спасителе. Так было и при Илии.

Стоило всем увидеть сначала чудо Божие в схождении
небесного огня, потом чудесный дождь по слову пророка, как
в тот же день безбожная царица Иезавель угрожает
расправиться с Илией в отместку за убиение своих
лжепророков. И никто не вступается за него: ни царь Ахав,
который после этих чудес плакал (3 Цар.18:45), ни народ,
увидевший святость пророка.

Огонь небесный сходит на жертву пророка! Достаточно
посмотреть хотя бы видеозапись схождения Благодатного огня
на Гроб Господень в Великую Субботу, чтобы попытаться
понять, что происходило тогда на горе Кармил. Легко можно
представить себе всеобщее воодушевление, страх Божий и
трепет. Сам пророк, проникнутый этим воодушевлением и
ревностью по Богу, бежал перед колесницей царя от горы
Кармил до города Изреель, где была резиденция Ахава, а это
более 30 километров (3 Цар.18:46). Но супругу Ахава
— идолопоклонницу Иезавель — чудо не
вразумило, и, спасаясь от ее гнева, Илия скрылся в
соседнюю Иудею, в город Вирсавию.

В пустыне, недалеко от Вирсавии, Ангел Господень явился
Илии, чтобы утешить его в тяжкий час. «Довольно уже,
Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих»
(3 Цар.19:4), — говорил пророк. Как часто и мы, как
и пророк Илия, обращаемся с такими словами к Богу в час
испытания! Нет больше сил терпеть! Не могу больше! И
сколько раз после этого Господь гладит нас по голове и
кормит с ложечки, чтобы утешить мятущуюся душу… Может
быть, этим и ценна история пророка Илии? Мы видим, что
этот святой — столп веры и благочестия, но, в то же
время, он не сверхчеловек. Он такой же, как и мы. Ему надо
было есть и пить — его чудно питал Бог. Его томили
уныние и печаль о своих соотечественниках, погибающих в
идолопоклонстве — Господь Сам утешал его.

«Что ты здесь, Илия?» (3 Цар.19:9) —
кротко спрашивает его Господь. И в этом кротком вопрошании
мы слышим: «Что ты так печален, Илия? Что гнетет
твою душу?»

Сколько в этом вопросе Божией любви и сострадания не
только к пророку, но ко всему человеческому роду,
мятущемуся и погибающему. Когда-то, за несколько тысяч лет
до этого, с такой же любовью и болью Бог спросил:
«Адам, где ты?» (Быт.3:9). И спустя еще почти
тысячу лет также спросит Марию Магдалину: «Жена! что
ты плачешь? кого ищешь?» (Ин.20:15), а позже и
Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше,
нежели они?» (Ин.21:15).

И сказал Илия: «Возревновал я о Господе Боге
Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили
Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я
один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3
Цар.19:10). Так и мы говорим сейчас: «Господи,
посмотри! Оставили сыны Твои храмы, валяются в пороках и
пьянстве, ищут только наживы и удовольствий, склонили
колени свои перед бесами в сектах…» И, также
как когда-то апостолам, нам хочется воскликнуть:
«Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с
неба и истребил их»? (Лк.9:54). И услышать кроткий
ответ Спасителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын
Человеческий пришел не губить души человеческие, а
спасать» (Лк.9:55–56). Так же Господь ответил
Илии.

«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот,
Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий
горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре
Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении
Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь;
после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3
Цар.19:11–12). Вот оно — явление любви Божией.
Это одно из немногих мест Ветхого Завета, где Господь так
трогательно показывает Свое превышающее всякое наше
понимание смирение, нисходящее за род человеческий
не только до Креста, но и до ада. До пришествия в мир
Спасителя люди знали Бога как Судию, праведного
мздовоздаятеля: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого
рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5), поскольку
нравственное состояние еврейского народа было таково, что
подчас удержать людей от греха можно было одним страхом
наказания, да и это не всегда останавливало «род
строптивый и развращенный». И лишь иногда в Ветхом
Завете Господь являет все истинное величие Своей
Божественной любви. И, наверное, только в этом месте
Господь являет еще и величие Своего смирения. Он как будто
бы говорит нам: «Вы свидетели раздирающей горы и
сокрушающей скалы силы Моей, но не это Мое лицо; вы
испытали на себе сотрясающие наказания Мои, но не это Моя
сущность; вы видели сожигающий гнев Мой, но не в этом Я.
Но когда вы созерцаете смирение Мое и любовь Мою, знайте,
что это истинно являюсь Я». Пророк Илия —
первооткрыватель «веяния тихого ветра» духа
любви Божией.

И как пламенно служил пророк Богу, так он свое служение и
окончил. Огненная колесница вознесла его яко на Небеса,
где он пребывает и ныне, не разлученный с телом. Предание
говорит, что перед Вторым пришествием Господа Иисуса
Христа на землю будут посланы пророк Илия и святой Енох
(Быт. 5,24), и будут проповедовать покаяние отступившему
от богопочитания роду человеческому, и будут убиты за это.
Но это уже дела грядущие.

Чему нам учиться, размышляя над житием святого Илии?
Мысленно стоя перед пророком, чувствуешь себя так, как
будто стоишь рядом с небоскребом. Рядом с глыбой веры. В
чем ему подражать? Как ему подражать? Как муравей может
подражать слону?

Но ведь и муравей может поднять соломинку. Да, рядом с его
небоскребом веры наши обители веры — всего лишь
жалкие нищенские лачуги. Но и в этой хибарке можно
напитаться духовных благ. Да, мы не можем низвести огонь с
неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку — и
накормить ею пророка, как вдова-сидонянка. С нами Господь
не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с
Ним — в клети нашего сердца. Так уподобимся же
святому пророку в ревности. Даже наше маленькое
молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да
будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно
слова нашего Господа: «Огонь пришел Я низвести на
землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»!
(Лк.12:49). Этот огонь и есть Божественная ревность,
которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение,
гордость, и все остальное, что стеной стоит между каждым
человеком и Христом. Этим же огнем и да даст нам Господь
попалить все препоны врага нашего супостата. Аминь.

Пророк Илия: три тысячи лет спустя
http://www.pravoslavie.ru/put/63201.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif