Оптинские старцы и их изречения

Православныя веры светильницы,
монашества непоколебимии столпи,
земли Российския утешителие,
преподобные старцы Оптинстии,
любовь Христову стяжавши и душу
свою за чада полагавшии…

11/24 октября празднуется Собор преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни
просиявших.

Собор преподобных Оптинских старцев
Собор преподобных Оптинских старцев

Святые отцы говорили: «Лучше жить с духовником на
торговой площади, чем одному в пустыне». И еще:
«Духовное сиротство тяжелее плотского».
Преподобный Макарий писал: «Достижение спасения
точно состоит в приобретении руководителя и отсечении
своей воли и разума».

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по
заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может
исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не
всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или
то, чего хочет от тебя Господь.

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках,
она заключается в раскрытии законов духовной жизни,
насколько они применимы к данному человеку в его ситуации,
в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные
законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить
жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к
спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян.
Духовное руководство, окормление происходило лично и через
переписку, через наставления. Преподобный Иосиф писал:
«Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь
в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью
Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные старцы Оптинские окормляли всю Россию более
века и продолжают наставлять нас, своих потомков,
продолжают молиться за нас. Приникнем же к их наставлениям
и поучениям как к воде живой и целительной.

***

 

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Преподобный Лев:

  • Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних
    – нам есть о чем попещись: свои язвы греховные
    смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не
    дадите, а за себя.
  • Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно,
    и там хорошо.
  • Делание заповедей Господних животворит душу и даже
    тело твое умиротворит и утешит до обилия.

Преподобный Моисей:

  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете
    – за то помилованы будете.

 

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

Преподобный Антоний:

  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без
    смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте
    наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от
    послушания, и довлеет вам.
  • Притом замечено святыми отцами, что когда человек
    готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить
    какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол
    причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы
    день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали
    бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают
    различны, но самая главная есть осуждение ближних наших,
    каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения,
    оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
  • Душевное спокойствие приобретается от совершенной
    преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами
    бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не
    хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да
    стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И
    совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего
    не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле
    Божией, будете от души любить его и находить много
    хорошего, чего доселе не видали.

 

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)

Преподобный Макарий:

  • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там
    сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно,
    что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним
    пребывает – гордость, который доволен заменить и
    прочие.
  • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя
    бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его
    орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше
    устроение.
  • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если
    не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к
    наказанию, или к испытанию и исправлению.

Преподобный Иларион:

  • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к
    гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит
    примириться с тобою.
  • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь
    имени Божия.

 

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Преподобный Амвросий:

  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть
    сначала и без любви.
  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится:
    только чуть одной точкой касается земли, а остальными
    непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю
    – и встать не можем.
  • Жить проще – лучше всего. Голову не ломай.
    Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не
    мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет
    – как случится: это и есть жить проще.
  • Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте
    предаться воле Божией.
  • Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому
    что с Божией помощью человек может исправить свое сердце.
    Нужно только внимательно следить за собой и не упускать
    случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и
    творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя
    сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только
    прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к
    переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды
    на его исправление.
  • Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а
    направление воли. Знайте, что характеры имеют значение
    только на суде человеческом и потому или похваляются, или
    порицаются; но на суде Божием характеры, как природные
    свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на
    благое намерение и понуждение к добру и ценит
    сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и
    побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый
    тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу
    к добру, и окружающие его обстоятельства.

 

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Преподобный Иосиф:

  • Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел
    исправить, если она нарушает твой душевный покой и
    раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не
    исправишь погрешности погрешностью – она
    исправляется кротостью.
  • А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое
    ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое
    в тишине, то так сразу и валится.
  • Как устроились обстоятельства, так и должно жить,
    потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не
    просто случайно, как думают многие современные нам
    новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим,
    непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
  • Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем
    роптать.
  • Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а
    если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку?
    – лучше держись середины.
  • Сильнее всего в человеке действует противоречие. По
    своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а
    скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А
    надо слушаться.
  • Как не должно искать чести, так не должно и
    отказываться от нее живущим в обществе для пользы других.
    Налагаемая честь есть также от Бога.
  • Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который
    обличает его самого в чем-нибудь.

 

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Преподобный Анатолий (Зерцалов):

  • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не
    смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол
    поклонами разбей, страсти не умалятся.
  • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим
    доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь,
    а с ним и спасение.
  • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее
    средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль,
    которая колет гордое сердце, потерпеть.
  • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и
    лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем
    немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь
    спасения.
  • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит –
    поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
  • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима
    всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные:
    туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
  • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не
    смеем требовать.

 

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

Преподобный Варсонофий:

  • Верный признак омертвения души есть уклонение от
    церковных служб. Человек, который охладевает к Богу,
    прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала
    старается прийти к службе попозже, а затем и совсем
    перестает посещать храм Божий.
  • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает
    такой обстановкой, которая наиболее способствует ее
    преуспеянию.
  • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все
    обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны,
    имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне
    поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к
    ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за
    листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано.
    Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
  • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех
    печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать
    нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче
    могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий
    Господь лучше знает, кому что на пользу.
  • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от
    прохождения обращается в навык, а в молитве нужно
    понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий
    человек, и враг особенно восстает на молящегося.
  • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем
    теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода
    всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со
    всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее
    становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и
    ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За
    Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не
    одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а
    вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень
    трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко
    отпасть от Христа, а тогда – гибель».

 

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)
Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

Преподобный Анатолий (Потапов):

  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают
    службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не
    заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя
    бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы
    участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он
    скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь
    видит, а на остальное не обращай внимания!

Преподобный Нектарий:

  • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда
    только придет в голову осуждение, так сейчас же со
    вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя
    согрешения и не осуждати брата моего».
  • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы,
    – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя
    всем одинаково.

 

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)
Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Преподобный Никон:

  • Никогда не было, нет и не будет беспечального места на
    земле. Беспечальное место может быть только в сердце,
    когда Господь в нем.
  • Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только
    правды Божией.
  • Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься
    каким-либо недостатком другого человека и осудишь его,
    впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь
    страдать тем же недостатком.
  • Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось,
    делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что
    Господь видит всё.

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о
нас!

Оптинские старцы и их изречения
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/put/65144.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://andrew-sobor.ru/www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif