Таинство есть священное действие, которое под видимой стороной сообщает душе верующего невидимую благодать Божию. «Семь даров Святого Духа, — говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства сии суть:

Святой Симеон, архиепископ Солунский (1429)

Церковь принимает человека уже от лона матери, и два таинства приближаются к самой колыбели — одно возрождающее, другое — утверждающее — КРЕЩЕНИЕ и МИРОПОМАЗАНИЕ. Они, приняв младенца возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа.

Третье божественное таинство — ПРИЧАЩЕНИЕ духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне и Я в нем. (Ин. 6, 55-56).

Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда церковь призывает опять человека на Таинство Крещения. Призывая человека на путь добродетели, Церковь предлагает ему четвертое таинство — ПОКАЯНИЕ. Оно подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

Как благословение, дал Бог человеку способность умножать род свой, но первородный грех коснулся и ее, замутив любовь человеческую похотью, неверностью и самолюбием. Поэтому необходимо было дать новое благословение и освящение человеческой семьи. Церковь благословляет супружеский союз мужчины и женщины ТАИНСТВОМ БРАКА, призывая их возлюбить друг друга, по образу Христа и Церкви и рождать детей во славу Творца.

Заботясь о чаде своем, церковь и в тяжелой болезни человека не оставляет его без духовного подкрепления, врачует его тело и душу шестым таинством — ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.

А для того, чтоб в человеческом обществе были такие люди, которые могли бы совершать эти спасительные таинства, Церковь избирает достойных из сынов своих и рукоположением, не прерывающемся с апостольских времен, сообщает им следующее таинство — СВЯЩЕНСТВО. Через него они получают силу приобщать братьев своих по вере благодати Святого Духа.

Таковы эти семь столпов Дома Премудрости, эти семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в Скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме. Они светят миру и предстоят Церкви, как семь высших духов, всегда блистающих на небесах у Престола Славы.

О таинствах Церкви

Таинство есть священное действие, которое под видимой стороной сообщает душе верующего невидимую благодать Божию. "Семь даров Святого Духа, - говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства сии суть:
Святой Симеон, архиепископ Солунский (1429)
Церковь принимает человека уже от лона матери, и два таинства приближаются к самой колыбели - одно возрождающее, другое - утверждающее - КРЕЩЕНИЕ и МИРОПОМАЗАНИЕ. Они, приняв младенца возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье божественное таинство - ПРИЧАЩЕНИЕ духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне и Я в нем. (Ин. 6, 55-56). Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда церковь призывает опять человека на Таинство Крещения. Призывая человека на путь добродетели, Церковь предлагает ему четвертое таинство - ПОКАЯНИЕ. Оно подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни. Как благословение, дал Бог человеку способность умножать род свой, но первородный грех коснулся и ее, замутив любовь человеческую похотью, неверностью и самолюбием. Поэтому необходимо было дать новое благословение и освящение человеческой семьи. Церковь благословляет супружеский союз мужчины и женщины ТАИНСТВОМ БРАКА, призывая их возлюбить друг друга, по образу Христа и Церкви и рождать детей во славу Творца. Заботясь о чаде своем, церковь и в тяжелой болезни человека не оставляет его без духовного подкрепления, врачует его тело и душу шестым таинством - ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ. А для того, чтоб в человеческом обществе были такие люди, которые могли бы совершать эти спасительные таинства, Церковь избирает достойных из сынов своих и рукоположением, не прерывающемся с апостольских времен, сообщает им следующее таинство - СВЯЩЕНСТВО. Через него они получают силу приобщать братьев своих по вере благодати Святого Духа. Таковы эти семь столпов Дома Премудрости, эти семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в Скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме. Они светят миру и предстоят Церкви, как семь высших духов, всегда блистающих на небесах у Престола Славы.

Елеосвящение

"Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления". Святитель Игнатий (Брянчанинов) "Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолиться над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться". (Иак. 5.14—16) (далее…)

Бракосочетание

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." 1-е Кор. 13 "Мужья, любите жен своих , как и Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви." Еф. 5, 25, 31-32 (далее…)

Священство

«Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна — Таинство Священства! Оно духовно, свято, достойно чести, неукоризненно, и его-то Христос, снизойдя, даровал недостойным! (Таинством Священства) спасен мир и просвещена тварь... Им устраняется с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие, через него приведен в бездействие диавол, развращенные стали сосудами освященными, блудники— чистыми и нескверными, неразумные сделались вождями правды, беззаконники — добрыми и благочестивыми. Через него упразднена держава смерти, ад утратил силу, разрешена Адамова клятва, Небесный чертог уготован. Им человеческая природа возводится на степень бесплотных... Священство с полным дерзновением восходит от земли на Небо до созерцания Самого Невидимого и, припадая, молится Владыке о рабах, вознося слезы и воздыхания сослужителей и с горячностью предлагая их в дар своему Владыке вместе с молением и покаянием, и испрашивает у милосердного Царя прощения, помилования и милости, чтобы снизошел Дух Утешитель и освятил Дары, предлагаемые на земле... Предстоящий иерей совершает молитву обо всех. Тогда души приступают и в Страшных Тайнах приемлют очищение от скверны».
Преподобный Ефрем Сирин (далее…)

Покаяние

"Жить всем хочется! Жизнь всем мила. А жизнь от кого? От единого Бога! А умирать хочется? Вечно мучиться хочется или нет? О, нет, нет! И час мучений иногда невыносим - каково же мучиться вечно! А к вечной жизни ведет вера, правда, покаяние, добродетель, самоотвержение, умерщвление страстей. А жить, и жить вечно - хочется ли? Как не хотеть! Так кайся же немедленно и исправляйся, призывай на помощь Господа Бога: Он близ нас, как мать близ грудного ребенка."
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
(далее…)

Евхаристия

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек еще при обетовании о Таинстве Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53—54). Причастие теснейшим образом соединяет нас с Господом. Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: Ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57). Принимаемое достойно, оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58). (далее…)

Миропомазание

Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. «Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия»,— 48-е правило Лаодикийского собора. «Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; зримо изливается елей, но производит духовное действие, как в Крещении», — Тертуллиан. (далее…)

Крещение

Установление Таинства Крещения. В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит Таинство Крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах. «Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения», — пишет святитель Амвросий Меди-оланский. «Во-первых, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности» («Православное Исповедание Веры»). (далее…)