Покаяние

“Жить всем хочется! Жизнь всем мила. А жизнь от кого? От единого Бога! А умирать хочется? Вечно мучиться хочется или нет? О, нет, нет! И час мучений иногда невыносим – каково же мучиться вечно! А к вечной жизни ведет вера, правда, покаяние, добродетель, самоотвержение, умерщвление страстей. А жить, и жить вечно – хочется ли? Как не хотеть! Так кайся же немедленно и исправляйся, призывай на помощь Господа Бога: Он близ нас, как мать близ грудного ребенка.”

Святой праведный
Иоанн Кронштадтский

Таинство Покаяния есть благодатное священнодействие, в котором, после принесения верующим раскаяния в грехах, дается отпущение грехов милостью Божией через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Спасителя.

В Таинстве Покаяния врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей». Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор, обессиливающие его христианскую волю, уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и с Господом Богом. Облегченный от бремени грехов человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.

Таинство Покаяния состоит из двух основных действий: 1) исповедания перед пастырем Церкви своих грехов верующим, приходящим к таинству и 2) молитвенного прощения и разрешения их, произносимого священнослужителем.

Таинство это называют также Таинством Исповеди (хотя «исповедание» грехов составляет только первую, предварительную часть его), что указывает на важность искреннего раскрытия своей души и выявления своих грехов.

“Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наши, верен есть и праведен, да оставит нам грехи и очистит нас от всякие неправды” (1 Ин. 1, 8—9).

Исповедание— то есть произнесение вслух — есть выражение внутреннего покаяния, его результат, его показатель. Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние (хотя все эти моменты должны входить в покаяние),— но оно есть еще и акт воли к исправлению, желание и твердое намерение — решимость бороться с дурными склонностями; это состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными склонностями. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевство, недопускающее, чтобы душа снова погрузилась в грязь греха. Само называние вслух своих духовных болезней и падений перед духовником — или исповедание грехов — имеет то значение, что в нем преодолеваются а) гордыня – этот главный источник грехов, и б) уныние безнадежности своего исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к извержению его из себя.
Приступающий к Таинству Покаяния готовит себя к нему так называемым говением, то есть молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя, с целью раскрыть и сознать свою греховность. Навстречу кающемуся христианину идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг блудного сына и кающегося мытаря. Свидетельство это заключается в словах особой молитвы и особых разрешительных словах, произносимых священнослужителем.

Установление таинства.

Таинство Покаяния Господь установил по Воскресении Своем, когда, явившись ученикам Своим, собранным вместе, кроме одного Фомы, торжественно сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21—23).
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).
Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).
Священнослужители являются только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает чрез них Сам Бог.
Святой Иоанн Златоуст, имея в виду Божественное установление власти пастырей Церкви решить и вязать, говорит: «Священники определяют долу, Бог утверждает горе, и Владыка согласуется со мнением Своих рабов». Священник является здесь орудием милости Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Святой Троицы.

Невидимые действия благодати в Таинстве Покаяния, по своей обширности и могуществу, простираются на все беззакония человеческие, и нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренно в нем покаются и исповедуют его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его милость. Как ни велико было грехопадение апостола Петра, простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что апостол Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян. 2, 36—38), и потом призывал Симона волхва, родоначальника всех еретиков (Деян. 8, 22); апостол Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительно временному отлучению (2 Кор. 2, 7).
С другой стороны, необходимо помнить, что отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, но не неосмысленной жалости. Он дан для духовной пользы человека, «на созидание, а не на разорение» (2 Кор. 10, 8).
Священное Писание говорит о тех случаях или условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31—32). Также говорится о «грехе смертном», о прощении которого не заповедано даже молиться (1 Ин. 5, 16). Наконец, апостол Павел наставляет, что невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6, 4—6).
Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние и оплачут свои грехи, они будут прощены. «Ибо, — говорит святой Иоанн Златоуст о хуле на Духа Святого,— и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено» («Беседы на Евангелие от Матфея»). И Отцы VII Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают… В таковых нет Господа Иисуса, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным».

Покаяние называют вторым крещением: если крещение избавляет нас от власти первородного греха, то покаяние омывает от скверны наших собственных грехов, совершенных уже после крещения. Однако для того, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех. А это не так просто. Мешает этому самолюбие, саможаление, самооправдание. Дурной поступок, в котором нас обличает совесть, мы склонны считать “случайностью”, винить в нем обстоятельства или ближних. Между тем, всякий грех делом, словом или мыслию есть следствие живущей в нас страсти – своего рода духовной болезни.

Если нам трудно осознать свой грех, то еще труднее увидеть страсть, укоренившуюся в нас. Так, можно жить, не подозревая в себе страсти гордыни, пока кто-то не заденет нас. Тогда страсть откроется через грех: пожелание зла обидчику, резкое оскорбительное слово и даже месть.

Борьба со страстями – главное делание христианских подвижников, прежде всего монашествующих. Но и всякому христианину, ищущему спасения, предлежит эта борьба, хотя и в разной мере, ибо каждому состоянию души человеческой свойственна как своя мера добродетелей, так и своя мера борьбы против зла, препятствующего добродетелям утвердиться в душе.
Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов.
Принимает исповедь священник или архиерей.

Хорошо исповедываться одному и тому же священнику. В этом случае священник становится духовником, помогает в разрешении жизненных проблем таким образом, чтоб из трудных ситуаций выходить, не нагрешив, ведет Вас по пути спасения.

Чинопоследование исповеди: начало обычное, Пс. 50, тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся
“Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…”,
собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест.
В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к причащению допускаются только после исповеди или накануне после вечерней службы.

В сети Интернет много информации о таинстве исповеди, вот некоторые ссылки, которые помогут Вам разобраться в себе, увидеть свои согрешения, распознать греховные болезни своей души и покаянием обрести спасительный путь в Царство Небесное:

Из творений святителя Игнатия Брянчанинова – “В ПОМОЩЬ КАЮЩИМСЯ”
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – “ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ”
“В помощь кающемуся” – Компьютерная программка, которая поможет Вам подготовиться к исповеди.