Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин.

«Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия»,— 48-е правило Лаодикийского собора.
«Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; зримо изливается елей, но производит духовное действие, как в Крещении», — Тертуллиан.
«Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получает в укрепление своей христианской веры…
Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Флп. 4, 8). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе.
Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека — одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия(Ис. 11, 2) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние — к наставлению и утверждению воли в добре»,— «Православное Исповедание Веры».

Совершается это таинство также над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения. Совершительные слова таинства Печать дара Духа Святого указывают на значение его и действие его. Оно является а) завершительным актом присоединения к Церкви, утверждением, или печатью присоединения, и б) печатью благодатных сил, даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.

Таинство это называется также «даром Духа» (Исидор Пелусиот), «таинством Духа» (Тертуллиан, Иларий), «символом Духа» (Кирилл Иерусалимский). Святой Киприан свидетельствует, что древние, под словами Господа о рождении водою и Духом, разумели под рождением водою крещение в тесном смысле, а под рождением Духом — Миропомазание.

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием. «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами»,— пишет святой Кирилл Иерусалимский.
Далее он продолжает:
«Храните это Помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как сказано блаженным Иоанном, который много рассуждает об этом помазании. Оно свято и есть духовное охранение тела и спасение души. Пророчествуя о нем, с древних времен блаженный Исаия говорил: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу… трапезу из чистых вин (Ис. 25, 6), и испиют народы вино, испиют радость, помажутся миром. Горою же здесь и в других местах он именует Церковь, как, например, когда говорит, что будет в последние дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2). И слушай, что для удостоверения твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы (Ис. 25, 7). Поэтому, помазанные этим святым миром, храните его в себе неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу».

Миро, его освящение.— Подобно тому, как посланы были апостолы к крещеным самарянам для низведения на них Духа Святого, так и для Таинства Миропомазания употребляемое миро, по установлению Церкви, должно быть освящено епископом, как высшим преемником апостолов. Освящение мира происходит в особом торжественном священнодействии, с участием по возможности других епископов Церкви.

Вне Таинства Миропомазания миро употребляется в исключительных случаях. Так, при освящении храма совершается знаменание святым миром святого престола, на коем будет совершаться таинство святого Тела и Крови Христовых, а также стен храма. Как особый чин, Миропомазание совершается при восшествии на царский престол царей православных.

Это таинство совершается священником или архиереем. Окрещенному младенцу священник помазывает крестообразно святым миром лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз говоря: «Печать Духа Святого, Аминь» через это таинство Дух Святой вселяется в душу новокрещенного. После крещения и миропомазания, младенца обносят 3 раза вокруг купели, что означает, что новый член Церкви навсегда с ней соединился.

В таинстве миропомазания подается крепость нашим чувствам и силам для нашего духовного возрастания. В православной церкви миропомазание cовершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.

Предыдущая публикация
«
Следующая публикация
»