Крещение

Установление Таинства Крещения.

В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит Таинство Крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах.
«Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения», — пишет святитель Амвросий Меди-оланский.
«Во-первых, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности» («Православное Исповедание Веры»).
Установление этого благодатного таинства произошло после Воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19—20).

В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи апостола Петра слушатели спрашивали, что же им делать, — апостол Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 37—38).

Значение таинства.— Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть «новое рождение»; оно совершается для спасения людей» (Мк. 16,16). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и воскресаем в Нем.

«Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, сотворенных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, делает их храмами Божиими», из «Послания восточных патриархов». Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает апостол Петр, называя крещение обещанием Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21). Чрез крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви.

«Непозволительно крещеному жить потом безразлично, но должны быть назначены законы и правила, чтобы делать все тщательно и обнаруживать великую осмотрительность даже и в отношении к тому, что считается безразличным…
Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе», — пишет преподобный Ефрем Сирин.
«Принявшие крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие… святую одежду Христову», — предупреждает преподобный Симеон Новый Богослов.
«От каждого человека, получившего крещение, Бог требует трех добродетелей:
правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела», — святитель Григорий Богослов.

«Крещеный никак не должен допускать в себе действие падшего естества, должен немедленно отвергать всякое его влечение и побуждение, хотя бы они и казались по наружности добрыми. Он должен исполнять единственно заповеди Евангельские»,— святитель Игнатий (Брянчани-нов).

Необходимость крещения.

Так как в крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новое бытие и жизнь, становится чадом Божиим, членом тела Христова или Церкви и наследником вечной жизни, то отсюда ясно, что крещение необходимо для всех, в том числе и для младенцев, чтобы, возрастая телом и духом, возрастали они во Христе.

Неповторяемость крещения.

Десятый член Символа веры гласит: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Это значит, что крещение, как духовное рождение, если оно совершено правильно, чрез троекратное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может быть повторяемо; поэтому Церковь принимает и еретиков, вступающих в ее лоно, без повторения крещения, только чрез миропомазание, если они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью.
Крещение — дверь для получения других благодатных даров.— Как видим из приведенных выше указаний святых апостолов, а равно из всего учения Церкви,— крещение не есть только символ очищения и омовения от скверны души, но есть само по себе начало и источник божественных даров, очищающий и уничтожающий собою все скверны греховные и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения даров Божиих. Дальнейший рост духовный опирается на произволение человека. Но так как искушающее начало способно находить себе сочувствие в природе человека, имеющей со дня первого грехопадения склонность ко греху, то поэтому нравственное усовершенствование не обходится без борьбы; помощь в этой борьбе внутренней человек получает во всей благодатной жизни Церкви. Святая Церковь дальнейшую благодатную помощь крещеному открывает в Таинстве Миропомазания.

Совершается Таинство Крещения троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы “Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь”. Над одним человеком крещение совершается один раз в жизни – в соответствии со словами Символа веры”исповедую едино крещение во оставление грехов”. Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В современной церковной практике принято непосредственно перед крещением совершать оглашение, а после крещения совершать миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого. В начале чина крещения крещаемый произносит отречение от сатаны и обещается Христу, читает Символ веры. Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (елеопомазание), совершает собственно крещение; во время чтения Пс. 31 крещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещенным троекратно обходит купель. Читается Апостол ( Римл. 6; 3-11) и Евангелие ( Мф. 28; 16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит сугубую ектению и отпуст.

Крещение ребенка

Сомневающимся в необходимости и возможности крещения младенцев следует напомнить, что апостолы крестили целые семейства, например, семейство Лидии (Деян. 16, 14 – 15) и темничного стража (Деян. 16, 34-37), а также Криспа (Деян. 18,8), “Стефанов дом” (1 Кор. 1, 16). Есть все основания предполагать, что в этих семействах были и дети, которые были крещены вместе со взрослыми. Этот обычай закреплен каноническими правилами: 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора (680 г.). У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость крещения младенцев.

“У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу” (Св. Григорий Богослов (+ 389), Слово на Крещение).

Перед крещением ребенка необходимо выбрать восприемников – крестных отца и (или) мать, из числа православных, желательно воцерковленных православных христиан, которые обязуются пред Богом воспитывать ребенка в христианской вере.

“Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.

Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.

“Есть ли на вас нательный крестик?” — спросил у него священник. “А зачем?” — ответил тот вопросом. “Как это — зачем? Ведь вы православный человек?” — “Нет, я мусульманин”, — последовал неожиданный ответ.

Этот анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большинство “кумов” не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм “принять для храбрости”; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.

По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния — двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились “крестные” — люди, за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке — только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название — восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.